Общественно-Политическая газета Ленские ВЕСТИ г.Усть-Кута и Усть-Кутского района.
lv.ust-kut.org

Читать статью на сайте ГАЗЕТЫ
    
Из дальних странствий возвратясь

Каким мне запомнился Египет

Самое удивительное в Красном море, конечно же, — это рифы, кораллы и окружающие их миллионы удивительно красивых, пестрых рыб. Такое ощущение, что попала в аквариум. Большие и маленькие, длинные и похожие на змею — каких только нет! И цвета практически у всех такие яркие, что не верится, что они настоящие...

На первую экскурсию мы поехали по городу Хургада, в котором находился наш отель. Экскурсия заняла три часа, пять минут из которых нам дали постоять на смотровой площадке. Больше там стоять и не хотелось, потому как солнцепек, да и смотреть не на что. Все дома однотипные, и единственное отличие от других городов — отсутствие многоэтажек. Все домики 2-5 этажные. Почти нет зелени, сразу за городом раскинулась пустыня. Вся пресная вода – с Нила, который находится в 300 километрах к западу, так что ее экономят.

Далее нас повезли смотреть мечеть. Она довольно большая и красивая снаружи. Внутрь входить нельзя, но там тоже красиво, мы смотрели в приоткрытую дверь. Затем был показ христианской церкви. Удивительная смесь чего-то с чем-то. Считается православной, но внутри стоят скамейки, как у католиков. И иконы не писанные, а странные какие-то: на святых одежда из ткани, борода, волосы и брови тоже из ткани и даже развеваются за пределы иконы. Короче, оригинальный стиль.

Потом нас на час оставили в государственном магазине, который торгует эфирными маслами. По заверениям продавцов, все французские ароматы сделаны на основе египетских масел. Во так! Посетителей угощают холодным красным чаем (кстати, многие покупают в Египте каркаде килограммами), рассаживают на деревянные стулья с высокими спинками и каждому на кожу наносят капельки различных масел, рассказывая при этом, как их использовать и какое влияние они имеют на наше здоровье. Цена на масла довольно высокая, но все-таки я прикупила себе один аромат.

Последней остановкой был магазин, торгующий папирусами. Нам показали, как делают папирус, рассказали, как отличить подделку от настоящего, и что означают картины, изображенные на нем.

Во время второй экскурсии мы совершили поездку в заповедник Шарм эль Нага. Это не такой заповедник, как можно представить по аналогии с Россией – с деревьями и зверями. Это просто песчаный пляж. Но прямо от самого пляжа начинается громадный коралловый риф. Рыбы в полуметре от берега плавают дружными стайками. Только вот тот риф, что у самого берега – из мертвых кораллов. Главная достопримечательность находится в сотне - другой метров от берега, в море специально расставили буйки, вдоль которых надо плыть, чтобы посмотреть на живые кораллы. Увы, я была не настолько уверена в собственных силах, чтобы заплыть так далеко. Может быть, там даже больше, чем километр? Если на берегу риф практически серый, то там, вдали, есть кораллы почти всех цветов радуги!

А араб на пляже подрабатывал тем, что показывал, давал подержать и сфотографировать две ракушки, которые довольно проворно бегали, все норовили увильнуть от любопытных зрителей. Араб называл ракушек «кокуши».

Третья экскурсия была довольна тяжелой – посещение древней столицы Египта – Луксора. В свое время он назывался Уасет, потом Фивы, и лишь затем пришли арабы и переименовали город в Луксор. Переводится название как «город дворцов».

Оказывается, перемещаться по пустыне можно только в караване, охраняемом вооруженной милицией. Говорят, что на одиноких странников могут напасть бедуины (жители пустыни), забрать в рабство или продать. Ехали мы действительно в караване из 20 или более автобусов, и нас действительно «пасли» с ружьями. К слову сказать, экскурсионные автобусы в Египте очень удобные, с хорошими кондиционерами. Вообще во всех приличных зданиях, в транспорте, лавках и гостиницах есть кондиционеры, что значительно облегчает пребывание туристов в столь солнечной стране.

Остановки во время марш-броска через пустыню можно делать тоже только в определенном месте, но это не сильно напрягает: картина за окном удивительно однообразная: сверху удивительной голубизны небо, снизу белесо-коричнево-желтое песчаное море.

Примерно к 11 часам пейзаж резко изменился. Появились многокилометровые зеленые поля, высокие пальмы. И вдоль дороги с обеих сторон тянулись бесконечные каналы с водой. Она выглядит грязной, но я могу себе представить, какое это счастье, что ее так много.

Еще кое-что бросилось в глаза, о чем я забыла упомянуть раньше. Все дома, вернее домики, иначе и не скажешь, выглядят как-то на редкость неухожено и недостроенно. Почти ни у одного дома нет крыши в привычном понимании этого слова. Максимум – густо набросана солома, а чаще всего ее совсем мало… Наш гид рассказал, что это нечто вроде традиции – отец покупает землю и начинает строить дом. Деньги заканчиваются, когда у дома кое-как построен первый этаж. И семья начинает ждать, когда вырастет сын и построит второй этаж, а потом внуки будут строить дальше. При чем тут традиция, я не поняла. Но факт налицо – ни одного полностью построенного дома вдоль дороги (по крайней мере в Луксоре) нет. А теперь египтянам еще и запрещено строить на территориях, где можно сеять и пахать. Каждый уважающий себя гид хотя бы раз да упомянет, что более 90% населения Египта живут на четырех процентах территории страны…

Первая остановка в Луксоре была посреди моста через Нил. Нам предложили оставить на память фотографию самой длинной реки Земного шара. Река и правда не маленькая, что тут говорить. Только вот мутновата, на мой взгляд. На том же мосту нас уверили, что долгожданных крокодилов в Ниле мы не увидим. В каком-то там году (однако еще при жизни СССР) пришел русский и построил плотину (помог построить) выше по течению Нила. «Все кракадила осталась выше платина, ниже платина нет кракадила. Теперь кракадила очень не любит русских».

По дороге нам также рассказали, что в истории Египта было четыре периода – период фараонов сменился греко-римским периодом, за ним последовал византийский и последний – арабско-исламский период длится по сей день. Все пирамиды и гробницы, естественно, были созданы при фараонах. Так как в Каире пирамиды были разграблены, то по назначении Луксора (который тогда назывался Фивы) столицей, фараоны стали строить себе гробницы подальше от людских глаз. Мало того, был случай, когда всех рабочих завезли на работы с завязанными глазами, а после завершения постройки убили.

Потом мы поехали смотреть храм царицы Хатшенсут, которая правила Египтом чуть ли не 20 лет.

В Луксоре 64 выдолбленных в скале гробницы царей и цариц, но туристам показывают не больше пяти. И еще гид развеял байку о «проклятии Тутанхамона», по его словам – это выдумка журналистов. Действительно, много людей погибало при раскопках, но виной тому не надуманное проклятие, а те пары, которые за многие-многие тысячелетия скапливались в гробницах, ведь при изготовлении мумии использовали такие ядовитые вещества, как сера и мышьяк.

Для меня в гробницах ничего особо интересного не нашлось. Конечно, настенные фрески прикольные, но все золото, драгоценности и другие предметы роскоши давным-давно перенесли в музей в Каире. Он занимает сейчас несколько этажей и содержит тысячи экспонатов! А еще сколько разграбили, не сочтешь! Гид говорит, что те люди (местное население), которые живут рядом с гробницами – самые богатые люди Египта. Они когда-то самостоятельно проводили раскопки и продавали то, что удавалось найти. Сейчас проведение раскопок самостоятельно преследуется по закону, потому народ стал заниматься изготовлением статуэток и ваз из камней – оникса, янтаря, базальта, которые добывают поблизости.

В одну из лавок, продающих настоящие (а не подделки из известняка) камни, нас и завезли. Потом провезли мимо остатков еще одной гробницы, показали другие маленькие гробницы. Как я говорила, они больше похожи на норы в скале. В них нельзя фотографировать и производить видеозапись, потому что фрески могут повредиться от вспышки. Экскурсоводы просят даже не разговаривать в самой гробнице, чтобы не сменить влажность воздуха. Могу лишь сказать, что в учебнике по истории я видела иллюстрации, очень похожие на то, что изображено на стенах данных «нор». Гид пояснил, что в основном там картины того, как боги спрашивают у фараона, делал ли он плохие дела на земле, а тот отрицает и оправдывается. Насколько большая и богато украшенная гробница, зависело от времени пребывания фараона на троне: сколько он правил, столько и шло строительство гробницы. А те норы, что мы посмотрели, были для сына фараона, для жены другого фараона и для не родившегося фараона. Особенно меня поразил не родившийся фараон. Такой малюсенький скрюченный скелетик (он в стеклянном ларчике представлен для посетителей) – как древние египтяне смогли его добыть? И что значит – не родившийся?

Наконец, нас привезли к великим колоссам Мемнона. Когда-то на довольно большой территории за этими колоссами находился поминальный комплекс. Он был полностью разрушен во время землетрясения очень-очень давно. Остались только вот эти два изваяния. Зато по ним можно судить, что весь комплекс был поистине огромен, раз уж сами изваяния высотой в 8-10 человеческих ростов (это я на глаз определила). Каждый колосс представляет собой скульптуру фараона, сидящего на троне или мне так показалось. И руки сложили на коленки, как дети в садике…

Следующим пунктом нашей программы была переправа через Нил на катере. Так мы оказались на другой стороне Нила, в городе Живых.

Наконец, нас привезли в один из самых больших храмов мира – Карнакский храм. Естественно, от него остались одни развалины. Виной всему – все то же землетрясение.

К храму вела аллея баранов, их изваяния стояли вдоль дороги десятками. Сам храм состоял из трех частей. Первый зал был для простых людей, где они могли приносить свои подарки богу и где проводились всякого рода праздники. Второй зал – колонный. В нем до сих пор стоит несчетное множество колонн.

Но что мне запомнилось, так это история одного бога. Он очень часто мелькал на фресках стен и колонн, потому нам и поведали его историю. Когда-то давным-давно фараон собрал всех мужчин города, остался только один малолетний парень, и пошел на войну к соседям. Воевал долго и упорно, но проиграл, фараону пришлось подписать невыгодный договор, однако на родине он соврал, что победил. И вот возвращается войско домой и что оно видит? Все женщины города беременны! Естественно, мужчины столько лет воюют, оставшийся в городе малолетка успел подрасти. И помогал женщинам, как мог… Допомогался. Решили ему оторвать его главное орудие. Тянули-тянули, ничего не получилось. Отрубили ему сначала ногу, потом руку. Несчастный умер от потери крови. Через какое-то время дети этого парня подросли, и фараон (наверное, уже другой) взял их с собой на войну. Они были отважны и вернулись домой с настоящей победой. Жрецы поняли, что убиенный отец помогал детям на войне и возвели его в ранг богов. Так этого бога и стали изображать – одноруким, одноногим и с длинным-длинным «орудием труда»…

Еще в Карнакском храме стояло несколько обелисков. Они очень высокие и, в отличие от колонн, являются единым целым, то есть сделаны из цельного куска породы. Довольно сложно изготовить такой обелиск, но еще сложнее его поставить, ведь высота у обелиска приличная… Тем не менее рабы фараонов как-то справлялись.

Также на территории храма находится довольно большое искусственное озеро, оно использовалось жрецами для омовения перед молитвами и обрядами. А в метрах пяти от озера стоит статуя жука-скоробея. Древние египтяне поклонялись ему, но и боялись одновременно. Тем не менее, считается, что статуэтки и изображения жука приносят здоровье и богатство его владельцу. А если обойти семь раз вокруг статуи, которая стоит в Карнакосе, думая про свои заветные мечты, то они обязательно сбудутся. Многие люди верят в это, я сама наблюдала, как они послушно отсчитывают круги вокруг скоробея.

В Луксоре есть еще один храм – Луксорский, он меньше по размеру. Раньше оба храма были соединены чем-то вроде дороги со статуями по обочинам, теперь на пути между ними стоят дома. Правительство Египта стало выделять деньги на то, чтобы переселить людей в другие места, а затем восстановить древнюю аллею между храмами.

Экскурсия четвертая (она же последняя) была к островам Гифтона, которым кто-то дал громкое название «парадис» (в переводе «рай»).

Путешествие было на небольшом прогулочном двухпалубном катере. Таких катеров в Красном море столько, что пора ставить светофоры.

Первый раз мы причалили к лазурному берегу, иначе его и не назовешь. Пляж чист и искрится на солнце, песок очень мелкий. А вода то ли бирюзовая, то ли лазурная, такой цвет, что не видела бы собственными глазами - подумала, что это результат компьютерной обработки. Теперь понятно, почему гиды называют острова парадисом.

Вторая и третья остановки были около коралловых рифов посреди моря. Мы не причаливали к берегу, а просто бросили якорь и спускались в воду по ступенькам с кормы корабля. Это было удивительно красивое зрелище, ради него стоило научиться пользоваться маской. Получила истинное удовольствие, разглядывая фиолетовые, зеленые и розовые кораллы, красных и черных морских ежей. Здесь были некоторые виды рыб, которые я не встречала прежде. Коралловый лес растет так близко к поверхности воды в этих местах, что я практически касалась его животом, когда плавала. И лишь в шаге от кораллов - пятиметровая глубина! Поразительный контраст и умопомрачительная красота - вот таким мне запомнилось Красное море

Мила ЛЬВОВА.

   


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

    

Адрес статьи: http://lv.ust-kut.org/?2008/32/16322008.htm
При использованиии материалов сайта активная гиперссылка на газету Ленские ВЕСТИ обязательна.


Вернитесь назад
.

Яндекс.Метрика