Общественно-Политическая газета Ленские ВЕСТИ г.Усть-Кута и Усть-Кутского района.
lv.ust-kut.org

Читать статью на сайте ГАЗЕТЫ
    
Выборы - 2008

Борис Алексеев:

“Здесь—особая, северная, цивилизация!”

— Борис Григорьевич, Вас все знают как северянина, много лет отдавшего борьбе за интересы нашего края. Вы и родом отсюда?
— Нет, мои корни – в Бурятии, в Джидинском районе, селе Нижний Торей. Там мои предки живут с XVIII века. Есть среди них и донские казаки, и крестьяне с русского севера. А в Иркутск приехал учиться на горного инженера. И получил распределение на Коршуновский ГОК. С тех пор Илимский край, а с ним и весь север Прибайкалья стал мне родным. Шутка ли сказать – сорок лет без малого живу я здесь, накрепко связав свою судьбу с судьбой в первую очередь Железногорска, а с ним и всего необъятного края, имеющего древнюю историю и, если постараемся, – великое будущее.

— И каков Ваш опыт работы здесь, на севере?
— В первую очередь он связан с комсомолом. На работу в ВЛКСМ я перешел уже в 1974 году, а в 1977-м стал первым секретарем Нижнеилимского райкома. Это было время больших свершений – тогда разворачивалось строительство БАМа, и не только восточнее Усть-Кута – не все помнят, наверное, что БАМ начинается от Тайшета. В ту пору, в 70-е годы, от Тайшета до Лены прокладывали второй путь, и это тоже была масштабная работа. Ну, и, конечно же, все это входило в общую стратегию строительства магистрали. Так что работать приходилось в тесном сотрудничестве со всеми соседями. Ну, а роль комсомола в строительстве БАМа известна – это был один из основных организаторов работы, отвечавший и за производственные задания, и за обустройство приезжих строителей, и за культурную работу – то есть буквально за все комсомольцы брали на себя ответственность вместе с партийными, советскими и хозяйственными руководителями.
      В дальнейшем мне это сильно помогло. Ведь эта работа – в первую очередь работа с людьми. А ведь именно работать с людьми, уметь разговорить каждого, выяснить, чего ему не хватает, что ему нужно для нормальной жизни и успешной работы – самое, наверное, главное для руководителя, особенно для государственного. И слишком часто сегодня этого не хватает многим из тех, кто у нас занимает места руководителей городов, районов, регионов, депутатские кресла. Слишком часто они работают с документами, с финансовыми потоками – и при этом забывают работать с людьми. А иногда и просто не умеют.

— Вас главным образом знают по двум Вашим прошлым постам – мэра Нижнеилимского района и заместителя губернатора Юрия Ножикова. Это были непростые времена. Что бы Вы хотели вспомнить о тогдашнем?
— С Юрием Абрамовичем работать были интересно. Это были действительно сложные времена - не было денег ни в каком из бюджетов, предприятия останавливали работу, месяцами не платили зарплату. Люди вынуждены были выживать кто как может. В довершение ко всему – вал воровства на всех уровнях, массовое нашествие безответственных людей в органы власти. В тех условиях нам приходилось изобретать самые неожиданные меры, чтобы хоть как-то помочь людям пережить эту всеобщую ломку привычной жизни.
      Я в областной администрации курировал социальные вопросы. На самом деле это огромный круг обязанностей, связанных с образованием, здравоохранением, культурой, социальной защитой стариков, детей, малоимущих. Уверяю вас – орденов и почестей в этой сфере не заработаешь, а вот шишек набьёшь вдоволь.
      Что было хорошо в команде Ножикова – была ответственность, и были права принятия самостоятельных решений. Были созданы целевые фонды, за расходование которых я отвечал перед губернатором лично – фонды занятости, социальной защиты населения, обязательного медицинского страхования, пенсионный. Так, через фонд обязательного медицинского страхования в те непростые времена стало возможным приобретать для больниц и поликлиник оборудование, медикаменты.
      Удалось нам спасти и ряд предприятий, которые бы в другом случае непременно ожидало банкротство. Так, в целом легкая промышленность в Российской Федерации, и в Иркутской области в частности, полностью разгромлена в результате непродуманных реформ. Но швейную фабрику ВиД (тогда Иркутская швейная фабрика) мы спасли от неминуемого банкротства, используя целевую помощь со стороны администрации по сохранению рабочих мест, задействовав отраслевые комитеты администрации, профсоюзы.
      Несмотря на острый бюджетный дефицит, мы строили много спортивных сооружений. Были построены сельские стадионы в Куйтуне, в Невоне Усть-Илимского района, в Михайловке Черемховского района, в Баяндае. Без них было бы скорее всего невозможно проведение сельских спортивных игр.
      Не без успеха боролись и с задержками выплаты заработной платы. Например, в Иркутске помимо десятка государственных вузов, есть еще и Сибирское отделение Академии наук, есть государственные вузы и в Братске, Ангарске. Финансирование у них федеральное, но люди-то наши, и если денег им не платит федерация, то нам решать, как помочь нашим людям. Был создан и находился в моем подчинении отдел науки и учебных заведений, который работал в тесном контакте с советом ректоров вузов Иркутской области и с президиумом Иркутского научного центра СО РАН, с его председателем академиком Гелием Жеребцовым. Велась большая координационная работа, выделялась помощь из областного бюджета. Это было не просто, и не все получалось сразу. Так, в 1995-м на площади перед Серым домом в Иркутске собрался многотысячный студенческий митинг, чуть не закончившийся столкновением с ОМОНом. Но личное вмешательство Юрия Ножикова разрядило обстановку – он вышел к студентам, лично с ними переговорил, и многие из высказанных ему проблем мы сумели решить.

— О будущем северных районов Сибири, и в частности Иркутской области, много говорят. Часто встречается такая позиция: мол, не надо тут постоянного населения, пусть на нефтепромыслах и рудниках работают вахтовики-гастарбайтеры, а людей надо с севера выселить в теплые края…
— Это глупость, чтобы не сказать резче. Люди тут живут тысячи лет. Это наша, уникальная, особая, северная, цивилизация, в которой соединились достижения многих поколений – и местных жителей, и русских поселенцев, пришедших сюда позже, но все равно – уже столетия назад. И мы же помним, и те, кто помоложе помнят – наладить нормальную, достойную жизнь тут возможно. Трудно? А жить вообще трудно. Везде свои проблемы – на севере свои, в тропиках свои. Нужно не об эвакуации думать, а о том, что мы ответственны перед нашими предками за унаследованное от них, и перед нашими потомками – за то, что мы им оставим. Я уверен, и думаю, меня многие поддержат – здесь, на севере Прибайкалья, в Братске, Усть-Илимске, Железногорске, Усть-Куте, Киренске, Бодайбо, Маме, можно наладить очень хорошую, достойную, завидную жизнь для десятков, для сотен тысяч человек. И эти люди своим трудом с лихвой окупят все заботы об обустройстве их быта. Север – он же не «крайний», он бескрайний в смысле бескрайних возможностей, свободы самовыражения, перспектив для всякого деятельного, инициативного, стойкого духом человека. Все упирается в организацию, в налаживание «цепочек» между севером и «Большой землей». А это именно задача органов государственной власти и управления. И не надо свои упущения и неумелость возводить в принцип, и из-за своего нежелания работать как положено ставить крест на наследии столетий. Тунгусы и якуты тысячелетия назад, русские казаки и землепашцы столетия назад могли, без нашей техники и технологий, осваивать эти земли. И стыдно, и позорно будет нам, не сумевшим сделать это сегодня.

Беседовал Андрей СИМОНОВ.

   


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

    

Адрес статьи: http://lv.ust-kut.org/?2008/37/04372008.htm
При использованиии материалов сайта активная гиперссылка на газету Ленские ВЕСТИ обязательна.


Вернитесь назад
.

Яндекс.Метрика