Общественно-Политическая газета Ленские ВЕСТИ г.Усть-Кута и Усть-Кутского района.
lv.ust-kut.org

Читать статью на сайте ГАЗЕТЫ
    
4 октября — День военно-космических сил России

«ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ»

По-моему, это помещение, сплошь уставленное нарами, скорее всего напоминало громадный арочный склад и трудно было сосчитать, сколько же оно вмещает призывников.

«Призываюсь» день, два... Мельком услышал, что какой-то капитан набирает разбирающихся в радио (до сих пор помню его фамилию – Яговкин). Рванул к нему:

— Товарищ капитан, возьмите меня, я – радиолюбитель.

Он улыбнулся и тут же задал вопрос:

— Какая радиолампа используется на выходе радиовещательных приёмников?

— Если старые, то 6П6С или 6П3С, а если поновее, то 6П14П.

Всё. Так я оказался в воинской части, которая располагалась в десятке километров от ближайшей деревни.

Месяц «карантина» в палатках (лето, август, зной), муштра на плацу. «Ножку, ножку тяни» (сержант Виконь). Шагистика до седьмого пота – гимнастёрки от пота белели солью. 45 секунд – отбой (спать). Кто-то замешкался, не уложился в эти проклятые секунды, — снова подъём всем, снова построение перед палаткой, снова команда «Отбой!» Снова раз до трёх...

Потом – присяга с автоматом АК-47 в руках, потом – рота, где и дембеля, и «гуси», и мы «молодые» (салаги). Три года ведь служили, и никакой дедовщины не было. Почему? С одной стороны – время было другое, а с другой – я попал в «хорошую компанию» - большинство из ребят – выпускники техникумов и училищ, парни из вузов радиоэлектронных направлений. Даже молодые электронщики с высшим образованием получали офицерские погоны в то время и «добровольно-принудительно» отправлялись на службу в космические войска. Правда, тогда ещё в части мы праздновали всегда два праздника – День космонавтики и день ракетных войск и артиллерии.

Я благодарен судьбе именно за то, что поминутно-посекундно, когда нёс боевое дежурство у нашего мощного передатчика, нашёл свой алгоритм будущей жизни.

Не застал только запусков ракет с Гагариным и Титовым. Остальные при мне уже были. Терешкова, Быковский и т. д.

Помимо космоса, естественно, отрабатывались и запуски военных ракет, всех, которые уже проходили в зоне нашей ответственности. Любые отклонения их полёта фиксировались по «ленте» станций «Заря» от Черноморского побережья до Тихого океана. Если ракета начинала уклоняться от курса, давалась команда её взорвать. Взрывным устройством (не знаю, как сейчас) они были оснащены. «Кнопка» взрыва уклоняющихся от цели ракет была на любой из станций «Заря».

Слежение за американскими спутниками, их траекториях полёта, тоже входило в «реестр» обязанностей нашей части.

Особо о спутниках-шпионах СССР. Их мы не только отслеживали, но и постоянно получали и фиксировали с них информацию. Они без устали фотографировали территории «потенциальных противников». Я видел эти фотографии. Уже в то время (!) мосты и прочие «объекты» были настолько чёткими, что чуть ли не часовых можно было угадать! Представляю, насколько космическая разведка сегодня продвинулась!

...Сегодня предстоит посадить очередного нашего спутника-разведчика в районе Дальнего Востока. Заместитель командира части по измерениям подполковник Ковалев (странная должность для гражданских, не правда ли?) говорит по громкоговорящей связи по станциям:

— ... Если не посадите, посажу вас.

И тут же молодому офицеру на «Заре»:

— Иван Сергеевич, слышал, жена от родителей возвращается? Подготовился? Ты там подмойся, а то, поди, взмыленный на станции сидишь. Женщины ведь очень любят помытых мужиков!

Сильное, нервное напряжение на станциях, и вдруг такая разрядка! Все везде смеются.

А срывов в работе не было. Хотя такой случай припоминается. Часть электроэнергией питалась от «гражданской» сети. Но перед каждой работой у станции заводились электродвижки со своими 220 вольт, чтобы станция могла работать автономно. Однажды «вырубилась» электроэнергия «общего пользования». В это время уже возвращали на землю очередного «шпиона». Он спускался, но потерял радиосигнал снижения и... «вынырнул» на свою орбиту ещё на один виток! Был, конечно, небольшой втык из Москвы. Хотя благодарностей и офицерам, и солдатам на станциях, конечно же, хватало.

А сколько приходилось фиксировать тех же американских спутников-шпионов: скорость, направление полёта (передавали другим станциям слежения).

Часть небольшая, компактная, поэтому в караул ходили зимой и летом. Иногда ночью ходишь с автоматом по своему посту, на небо смотришь. Явно не падающие звёзды, а яркие точки спутников проплывают в тёмном небе, да не по разу за час. Чьи? Но уж те, кто сейчас на боевом дежурстве, точно знают, чьи.

Рассказать можно было бы ещё многое. Просто я никогда службу свою в этой части не забуду. Это было сложно, жить во время дежурства по минутам-секундам готовности.

Чуть не забыл. У нас в части был молодой парень, квалифицированный жестянщик. Он из новенькой блестящей жести делал чемоданчики, в которые складывались отчёты и материалы по работе с космонавтами, «изделиями» и спутниками-шпионами. Этот «чемоданчик» опечатывался, вручался в руки офицеру, который в сопровождении двух автоматчиков (полный боекомплект) с местного аэродрома летел в Москву, в Звёздный. Ребята, призванные из Москвы, часто летали. Прилетели, оружие сдали, получили увольнительные на недельку и – домой!

...Когда несколько таких дембелей, как и я, вышли за ворота части, молодые включили мощные громкоговорители на всю часть. Марш «Прощание Славянки».

Владимир ТИХОМИРОВ.

   


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

    

Адрес статьи: http://lv.ust-kut.org/?2008/39/19392008.htm
При использованиии материалов сайта активная гиперссылка на газету Ленские ВЕСТИ обязательна.


Вернитесь назад
.

Яндекс.Метрика