Общественно-Политическая газета Ленские ВЕСТИ г.Усть-Кута и Усть-Кутского района.
lv.ust-kut.org

Читать статью на сайте ГАЗЕТЫ
    

НА БАХЧЕ

Николай ГРИГОРЬЕВ

Лето в этом году выдалось нестерпимо жаркое. Конечно, можно было остаться дома и спокойно валяться на кровати в тени огромной урючины, но, как говорится, охота пуще неволи. Поэтому я, не обращая внимания на палящий зной, пошёл знакомой дорогой вдоль канала к бахче. Её сторожил старик, под началом которого находились десяток овец с ягнятами, не бог весть какая лошадёнка и пара огромных алабаев — среднеазиатских овчарок, которые чуть не разорвали меня в клочья в наше первое знакомство с их хозяином. И в этот раз я перешёл трассу, оставив шумный город. Теперь слева от меня — канал, а справа, почти до горизонта — поля. Теперь почти всё по прямой: добраться до лесопосадки, миновать виноградник и я — на месте...

Старик определил меня по поведению собак. Таш лёгкой рысцой побежал в мою сторону, дважды глухо пролаял, узнал и спокойно вернулся на свою подстилку у камина.

— Салам алейкум, аксакал, - произношу я приветствие нараспев и пожимаю двумя руками протянутую мне руку: так принято.
— Опять пришёл арбузы катать? – шутливо осведомился старик.
— Можно? – вкрадчиво спрашиваю я.
— Иди. Потом арбуз принеси — чаю попьём.

Тут сделаю маленькое отступление: словосочетание «чаю попьём» означает не совсем чаепитие. Помимо чая гостю предложат всё, чем богат хозяин. Тут будут и сладости, и баурсаки — кусочки кислого теста, зажаренные в кипящем масле, и домашняя сметана, сухофрукты, орехи — в общем, всё съестное.

Наскоро перебираю своё снаряжение и иду на бахчу. Это — замечательное место: кругом выжженная солнцем трава, а тут – зелень! Резные листья арбузов поднимаются над землёй сантиметров на сорок, образуя сплошной шатёр. В их тени находят себе спасение от жары змеи, ящерицы, пауки – в общем, те, кто ест, и те, кого едят. Аккуратно ступаю, стараясь не повредить стебли и раздвигаю листья тонкой тростью: сегодня моя цель — ящерицы. Через полчаса понимаю, что место выбрано правильно, а вот тактика – не совсем: пулей уносятся, чертовки, и куда деваются не понятно! Перестаю вести себя, как слон в посудной лавке, замираю и вот он — ответ на мой вопрос: чертовок выручают арбузы! Хитрые создания делают подкоп под огромную ягоду и скрываются в нём при первой опасности. Хорошо, что меня в зоомузее посвятили в эту особенность их отлова на бахче, и я подзапасся небольшим, метр на метр, куском марли.

Осторожно накрываю им арбуз и слегка приподнимаю. Как только лучи солнца проникают под него, хозяин крохотной кельи пытается удрать. Но марля делает своё дело: когтистые, с длинными пальцами лапки рептилии оказывают ей «медвежью услугу» — они запутываются в марле, и животное достаётся мне практически без травм. Дело идёт всё удачней и быстрее, я уже начинаю капризно выбирать, кого из своих пленников оставить, а кого амнистировать. И, увлечённо перебираясь от арбуза к арбузу, я забыл практически обо всём на свете! Но вдруг... Что это?! Померещилось?! Нет!!! Звук не спутаешь ни с каким другим — я много раз слышал его в террариумах. У обладательницы этого голоса — шипения, переходящего в свист, - четыре названия: красивое — на латыни — Vepera Lebettina — и три других, говорящих сами за себя, - гадюка гробовая, гюрза и ужас ночи!!!

Вытягиваюсь в струну, замираю и начинаю лихорадочно оглядываться. Но на что смотреть? На сплошной ковер из листьев, в котором я стою по колено? Мысли проносятся в голове с быстротой молнии: так, я – здесь и она – здесь. Это плохо! Замерла. Значит я — в пределах её броска. Это тоже плохо! Стоит сделать шаг — и укус. Я даже до старика добежать не успею, а успею — что толку?! Даже если он помчится галопом на своём «аргамаке», который тот вряд ли выдержит, пока приедет «Скорая» и врачи до бахчи пешком дойдут, мне будет уже прохладно и спокойно. Вот влип! Стою столбом и жду, сам не зная чего, ведь гюрза — сильная и решительная змея: если уж выбрала себе место жительства, поджав хвост не уползёт и дороги не уступит! Напряжение растёт с каждой минутой. Ну, где ты?! Где?! И тут, метрах в полутора от меня дрогнул лист, затем другой, третий, и в прогалине между ними показалось серое тело с пятнами на боку. Змея ползла, пересекая мне путь, а я стоял, не шевелясь, пока она не выбралась на открытое место. Красавица — больше метра длиной! Но стоп! Мне же никто не поверит, что я видел именно гюрзу и именно на бахче. Но что делать?! Вступать с ней в схватку с тонкой тростью и куском марли в руках — бред! Взять арбуз и разбить ей голову? Ага, так она меня и подпустила. В конце концов делаю два шага назад, выбираю арбуз и по краю бахчи возвращаюсь к старику. По моему виду он понимает, что что-то не так, протягивает мне пиалу с чаем и приглашает присесть. Мы молча пьем чай, потом я не выдерживаю и сбивчиво рассказываю о своём неожиданном приключении. Аксакал выслушал мой рассказ, глядя куда-то вдаль, потом положил руку мне на плечо и сказал:

— Забудь, не думай ни о чём. Пей чай. Ты всё правильно сделал!

Он хотел сказать ещё что-то, но замолчал. Может, решил, что не пойму?

Я был несколько удивлён, ведь знал, что у киргизов есть поверие: кто убьёт змею — сорок грехов отмолит. Мне можно было постараться убить гюрзу, утром пойти в зоомузей, её замерить, сделать описание и малость даже прославиться. Но прав был старик: я всё сделал правильно. Нельзя ради себя ставить на кон чью-то жизнь, даже жизнь змеи. Пусть уж так и остается с нами груз наших собственных грехов.

   


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

    

Адрес статьи: http://lv.ust-kut.org/?2008/42/22422008.htm
При использованиии материалов сайта активная гиперссылка на газету Ленские ВЕСТИ обязательна.


Вернитесь назад
.

Яндекс.Метрика