Общественно-Политическая газета Ленские ВЕСТИ г.Усть-Кута и Усть-Кутского района.
lv.ust-kut.org

Читать статью на сайте ГАЗЕТЫ
    

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Этот вопрос (особенно в условиях нынешнего мирового финансово-экономического кризиса) волнует многих.

Да и может ли быть иначе, если в нашем муниципальном образовании, например, фактически выпал из экономики верхний подрайон, где были неплохие сельхозугодия, использовались дары природы, были даже перерабатывающие производства.

А намного ли эффективнее используется потенциал Верхнемарково или Подымахино?

Обеспечение круглогодичного транспортного сообщения с рядом населенных пунктов, занятости их населения, его надежное электроснабжение —

вот далеко не полный перечень тех сфер, где у нас в районе практически «конь не валялся».

А вспомните, что творится вокруг таких ранее гремевших на всю страну предприятий, как судоверфь или Осетровский речной порт. За них, безусловно, надо драться всеми силами и средствами, надо их возрождать. Но прежде, чем что-то предпринять, надо постараться понять, как же мы докатились до жизни такой. На уровне региональном (а тем более, местном) мы, думается, не скоро дождёмся (если вообще дождёмся) помогающих этому публикаций. И хочется, хотя бы в сокращении, предложить землякам беседу журналистки Галины Платовой с Виктором Васильевичем Геращенко. Напомню, что это — многолетний глава Госбанка СССР, затем — руководитель союзного Внешторгбанка и Центрального банка РФ.

В некоторых кругах его называли и называют «Геракл». Он — известный специалист в финансовой сфере, и с его точкой зрения о причинах мирового финансово-экономического кризиса, о том, могла ли Россия его избежать, а также о том, что же может спасти нашу экономику, предлагаю познакомиться читателям.

В. ИНЁШИН,
председатель районного совета ветеранов.

Природа кризиса по «Гераклу»

— Виктор Владимирович, как вы считаете, нынешний кризис рукотворный или закономерный?
— Это объективный процесс, который многие годы происходит в экономике США. У нас — отголоски этого кризиса. Америка его спровоцировала тем, что много лет живёт с дефицитом бюджета, платежного баланса, который покрывает выпуском различного рода финансовых, денежных инструментов в виде самих денег и казначейских обязательств. Плюс ко всему в 1971 году в США допустили фундаментальную ошибку. Они оторвали свой доллар от привязки к золоту. Курс доллара стал «плавающим», ничего не придерживающимся, кроме как законов рынка — спроса и предложения.
      Высокий уровень жизни в США поддерживается за счёт того, что все их кредитуют. Там всё меньше и меньше производят конкурентноспособного продукта. «Едут» все больше на старом заделе — различного рода лицензиях, вложениях в их фондовый рынок со стороны иностранных инвесторов.

— И каким странам проигрывают США?
— Громадные валютные резервы, вторые в мире после японцев, образовались у Китая за счёт активного экспорта в США китайских товаров. Но так как в условиях глобализации все завязано на долларе и экономике США, то у американцев появляется возможность манипуляций в денежно-кредитной политике, сдерживании инфляции за счёт того, что у них на рынке всегда есть конкуренция различных товаров. И это отрицательно сказывается на странах, связанных с США прямой торговлей. Среди таких — многие страны Европы, большинство стран Латинской Америки и Китай. А рецессия (спад) в экономике США и Европы (причем в Европе, если судить по цифрам, она сильнее, чем в США) сказывается уже на странах, живущих за счёт экспорта нефти и газа.

— Вы имеете в виду Россию?
— Конечно. Упали цены на энергоносители, которые мы продаем в значительной степени в страны Европы. Теперь у нас проблема: чем восполнять выпадение доходов в бюджете и торгово-платежном балансе, вызванное снижением цен на энергоносители.

— И в чём выход?
— Нам нужен Рузвельт. Не обязательно в коляске, но который принимал бы грамотные решения...

— Скажите, а коснулся бы нас этот кризис, если бы мы, как в советское время, не зависели в такой степени, как сейчас, от доллара и глобальных экономических процессов?
— И в советские времена, в конце 70-х, когда цены на нефть сильно упали, мы это сразу почувствовали на нашем платёжном балансе. У нас была внешняя задолженность по кредитам, которые мы брали для строительства современной химической промышленности, трубопроводов. Другое дело, что в Советском Союзе задолженность лучше регулировалась.
      Заимствования тоже производились в долларах США, основной валюте, применявшейся на всех мировых финансовых рынках и в банковских сферах. Ещё в конце 1944 года в основу мировой экономики был заложен доллар. Попытки англичан конкурировать закончились для них в 1947 году финансовым кризисом.

— А Советский Союз, как победитель, мог поднять рубль до уровня резервной валюты?
— Мы не могли претендовать на то, чтобы рубль сделать валютой для международных расчётов. Наша торговля была ограниченной и географически, и по объёму. Наша экономика слишком ослаблена войной, и нам ни к чему было открываться перед Западом. Поэтому мы решили не вступать в МВФ. Да, могли бы там получать кредиты, но — под неусыпным оком США и других не сильно дружественных нам стран.

— Ряд экономистов рассматривают нынешний кризис как столкновение производственной и финансовой сфер. Что вы об этом думаете?
— Можно и с этой точки зрения рассматривать кризис. Уже бывали кризисы, когда цены на нефть здорово поднимались. Например, в 1974-1975 годах. У стран-экспортеров скапливались свободные капиталы, которые были им не нужны для внутригосударственных нужд, и они инвестировали их в экономику других стран, покупая ценные бумаги, заводы или акции, как японцы.

— Подобное происходит и сейчас?
— Сейчас ситуация осложнена тем, что валютных средств образовалось больше, чем потребности реальной экономики всего мира. Дисбаланс возник из-за избыточной денежной массы, созданной США в результате их наплевательской на всех политики.

— Значит, справедливы утверждения, что «чума» пришла с Уолл-стрит?
— Да, с той стороны океана. Причем, если бы у нас не было бед перестроечного периода, и мы сохранили бы свой вес, как мировая держава, всё равно этот кризис отразился бы на нас. Только в меньшей степени, чем сейчас.

— Как все же Америка умудрилась столько лет жить в долг? Называются колоссальные цифры её внешнего долга — 13 трлн. долларов и выше. Разве наши деятели, вложившие Стабфонд РФ в какие-то ипотечные компании, не знали, что в Америке такой огромный долг и вкладывать туда деньги ненадежно?
— Они Маркса не читали. В США же сейчас меньше производят, а больше развивается сфера услуг. Это делает их экономику неконкурентноспособной. Специалисты, в том числе и американские, говорили, что всё закончится крахом, нельзя так безудержно лезть в долги, рано или поздно по ним надо платить.

— Есть ещё фондовый рынок, на него тоже направляли огромные средства, а он всё равно упал...
— К сожалению, так же, как и у них, у нас много рыночных игроков, которые не думают, куда вложить свои деньги, чтобы они приносили доход, выросли в цене. Многие хотят сегодня купить, а послезавтра — продать. Это характерно для фондового рынка и вообще для капиталистического рыночного хозяйства, где полно жуликоватых дельцов.

— А нужны ли нам эти фондовые рынки?
— В 1990-1991 гг. правительством Рыжкова Н.И. прорабатывались законодательные акты, решения для перехода на многоукладную экономику, где будет не только госсобственность, но и частная, и кооперативная. Хотя у нас уже существовала частная собственность для тех, кто шил, чинил, ремеслом занимался. Но при Рыжкове все серьезно прорабатывалось, чтобы вводить изменения постепенно, а не махом-размахом, как произошло в 1992 году.

— Кудрин вложил наш Стабфонд в американские ипотечные компании, которые рухнули. Он успокаивает, что вложения не пропадут. А вы как думаете?
— Минфин с Центральным банком вложили средства Стабфонда в те ипотечные компании, бумаги, которые хорошо покупались-продавались на рынке. К сожалению, эти компании, созданные ещё в 1935-1936 гг. Рузвельтом для развития жилищного строительства в США, в последнее время «заехали» не в ту сторону с дешевыми ставками на ипотечные кредиты, которых навыдавали больше, чем было нужно. На этом они и подсели. Сейчас эти компании не то чтобы национализированы, но поставлены под контроль государства. Полагаю, что обойдётся без фокусов.

— Правы ли были те, которые протестовали против финансовой политики Кудрина, стерилизовавшего нефтедоллары? Коммунисты и их сторонники настаивали на использовании этих средств в производственной сфере. Но Кудрин погружал деньги в Стабфонд.
— Я согласен с мнением оппонентов Кудрина. Мне вообще непонятно, как человек, который даже в райпо никогда не работал, может быть министром финансов? Убрали из Минфина Голикову, человека, который глубоко разбирался в финансовой сфере. Поставили её на социальную политику. А что она в здравоохранении понимает? Почему при административной реформе говорили, что двух вице-премьеров достаточно, а сейчас сделали 7 или 8?

— Пошли слухи, что США могут заменить доллар новой валютой, каким-то америко. Это реально?
— Была у них такая мысль, когда они лет 6-7 назад говорили о едином хозяйственном рынке Канады, США и Мексики. Но это глупость. Выпустить новую валюту и сказать, что старую мы будем принимать по какому-то пониженному курсу? Это всё равно что надеть на себя наполненный детский горшок...

— Но если они признают, что их доллар — финансовая пирамида, что заканчивают с ним игры и начинают все с чистого листа с новой валютой?
— У меня, как у человека, который учился в финансовом институте и первую пятёрку получил по бухучёту, такое в голове не укладывается. Я слышал про такие предположения, теории. Склоняюсь все же к тому, что это не произойдёт.

— Но они же позволили себе на лживых обвинениях оккупировать Ирак?
— Там политика. Есть такое мнение, что нападки на Ирак и ужесточение отношений с Ираном направлены частично против Западной Европы.

— А может, против России?
— Вряд ли. Они считают, что Россия очень ослаблена, начиная с 1991 года.

— Я бы даже сказала, начиная с 1986 года...
— Согласен, началось всё раньше, с демагогического курса Горбачёва. Недавно наткнулся случайно на передачу Познера, где выступал Горбачёв. Стыдно было смотреть — врал, как и раньше. Познер тоже, конечно, не подарок. Но это другой вопрос...
      А Россия, к сожалению, здорово ослабела. На Западе, конечно, понимают, что у нас есть ядерный потенциал, ракеты, что мы можем ответный удар нанести. Но все равно мы уже не та держава, особенно учитывая развал Советского Союза беловежскими соглашениями. И со странами СЭВ мы бездарно расстались, предав Хоннекера с Восточной Германией. С Фиделем Кастро обходились не по справедливости. Думаю, что США, Запад не принимают нас всерьёз.

— Но как пережить этот кризис простым россиянам? Они не могут понять, почему доллар, не являющийся обеспеченной валютой, растёт, а рубль дешевеет. От этих виляний финансового рынка простой человек теряет свои скромные доходы...
— Центральный банк полтора года назад критиковали, что у него валютный курс базируется на долларе. Курс начали рассчитывать с учетом спроса и предложения, на бивалютной корзине, где 45% — доллар, 45% — евро и 10% — фунт стерлингов. «Виляния» же связаны с рыночными условиями, и никуда не деться...

— Альтернативы нет?
— Иного здесь не сделаешь. Важно, чтобы принимались решения по подъёму промышленности, сельского производства, чтобы этим сферам больше, чем сейчас, выделялось субсидий. На мой взгляд, руководству страны надо определить приоритетные отрасли и поддерживать их.

— Но как банки нацелить на доступное кредитование реального сектора экономики?
—«Надавить» на частные банки нельзя, какие бы законы ни принимал наш славный парламент. Если я, например, акционерный банк, у меня есть определенный капитал, есть акционеры, я отвечаю за то, чтобы банк работал с прибылью, хотя бы минимальной. Заставить банки кредитовать по какой-то твердой ставке невозможно, когда Центральный банк увеличивает свою ставку то до 12%, потом до 13% якобы из-за борьбы с инфляцией. А если дорожают средства для коммерческих банков, то и они вздувают свои ставки. В том числе ещё и потому, что не уверены в своей ликвидности.

— А что ждёт наших граждан, которые взяли ипотечный кредит на много лет, купив себе жильё? Их выгонят из квартир?
— Сейчас самое время сделать то, что Рузвельт сделал. В 1935-1936 годах он подписал законодательные акты о создании нормальных ипотечных компаний. Такое решение помогло бы и нашим заёмщикам.

— Немало из тех, которые взяли кредит, въехали в квартиры, предполагая постепенно расплачиваться за жилище, уже потеряли в доходах, а некоторые даже лишились работы...
— Тут и обязан сыграть свою главную роль парламент. Кому он служит? Узкому кругу лиц или тем, кто его избирал? Вы мне можете объяснить, почему, например, жена мэра одного крупного города — миллиардерша?
      Парадокс: квартиры, готовые к заселению, в 5 раз дороже, чем себестоимость их постройки. Это как? Это отсутствие антимонопольного законодательства, картельное соглашение? Куда парламент смотрит?

— Какие, по-вашему, нужны России антикризисные меры?
— Заняться строительством дорог, поддержать строительство, но со строгим контролем за стоимостью, себестоимостью, и поднять сельское хозяйство, чтобы обеспечить себя едой...

(Перепечатано из «Советской России», № 141 от 20.12.08 г.)

   

   


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

    

Адрес статьи: http://lv.ust-kut.org/?2009/1/06012009.htm
При использованиии материалов сайта активная гиперссылка на газету Ленские ВЕСТИ обязательна.


Вернитесь назад
.

Яндекс.Метрика