Общественно-Политическая газета Ленские ВЕСТИ г.Усть-Кута и Усть-Кутского района.
lv.ust-kut.org

Читать статью на сайте ГАЗЕТЫ
    
НА КОНКУРС: “Поклонимся великим тем годам...”

Война стала для нас семейным делом

Иван Ефимович Распопин

Так или примерно так могут сказать о себе и своих родственниках в России очень многие. Я тоже отношусь к их числу. Хоть и далеко от мест боевых действий был мой родной Тулун, но в боях за Родину участвовали мы, четыре брата, и наша сестра. Старший — Иван — был 1908 года рождения, сражался в блокадном Ленинграде, где и погиб. Петр родился на два года позже и воевал на Брянщине. Там его ранило и, как позже я, года два он мотался по госпиталям. С войны Петр вернулся живым, но позднее умер в Тулуне. Там же закончился и жизненный путь нашей сестры Антонины. Была она 1920 года рождения, но и в конфликте на Халхин-Голе участвовала, и в финской кампании, и в Великой Отечественной войне, и в войне с Японией. Капитан медицинской службы, наград она имела, пожалуй, больше, чем мы, четыре брата, вместе взятые. После окончания второй мировой Антонина работала в Иркутском аэропорту, а, выйдя на пенсию, вернулась в Тулун, где и похоронена. Николай, Петр и Алексей Распопины в родном Тулуне в 60-ые годы

Мне, как и многим мальчишкам, тоже хотелось на фронт, где сражались мои близкие, и в свои неполных 17 лет я пошел в армию добровольцем. Мне, правда, запретили даже говорить об этом кому-нибудь, но в январе 1943 года я оказался в Монголии, в пехоте. Это, конечно, было не совсем то, чего хотелось, но я все-таки стал военным! Не все (в том числе из братьев) одобрили мой поступок, но дело было сделано. А потом часть нашу перебросили в Пермскую область. Стояли мы и в полевом лагере на Урале. После прорыва блокады Ленинграда нас направили в Пушкино, мы участвовали в освобождении ленинградской земли, а потом пошли на Псков. За время боев из старого состава дивизии нас осталось человек пятьдесят, а нас, саперов, — всего двое. Нас взяли с собой в поиск дивизионные разведчики, но группа попала под артобстрел. Оказал я первую помощь раненому пулеметчику и пополз резать проволоку. Тут и настигла беда: сначала ушанку пробило, потом пулей таз разбило. Хорошо, что видел это тот пулеметчик, и меня вытащили в наш тыл. Антонина Ефимовна Распопина (40-ые годы)

Дальше и вспоминать особенно не хочется. В Ленинграде удалили мне сустав; потом почти два года лечился в различных госпиталях. В сентябре 1944 года удалось на две недели съездить в отпуск в Тулун. Раны-то зарубцевались, но мучили свищи. И снова — госпиталь, снова — врачи, но передвигаться мог только с костылем. А жить-то было надо. Стал в Тулуне фотографом, потом до 1978 года был часовым мастером в КБО. Открывал даже свою часовую мастерскую, теперь — на пенсии, живу в Усть-Куте у сына.

Но то, что было, невозможно и нельзя забыть. Пытаюсь написать свои воспоминания. Не знаю, насколько это мне удастся. Скажу, что Великая Отечественная война была ужасной, но мы, советские люди, ее все же выиграли. К сожалению, многих из тех, кто это обеспечил, как и многих близких, нет уже в живых. Но давайте вспомним их всех поименно, тем более, что впереди 22 июня — день начала Великой Отечественной, который теперь является и официальным Днем памяти и скорби.

А. РАСПОПИН,
участник ВОВ,
инвалид I группы

На снимках: Иван Ефимович Распопин, Антонина Ефимовна Распопина (40-ые годы), Николай, Петр и Алексей Распопины в родном Тулуне в 60-ые годы.

Фото из архива автора.

   

   


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

    

Адрес статьи: http://lv.ust-kut.org/?2009/23/16232009.htm
При использованиии материалов сайта активная гиперссылка на газету Ленские ВЕСТИ обязательна.


Вернитесь назад
.

Яндекс.Метрика