Общественно-Политическая газета Ленские ВЕСТИ г.Усть-Кута и Усть-Кутского района.
lv.ust-kut.org

Читать статью на сайте ГАЗЕТЫ
    
К 65-летию Великой Победы

"Огненная" дуга

Наверное, за суетой дел я бы не вспомнила об очередной годовщине Курской битвы, если бы не заместитель председателя районного совета ветеранов войны и труда и (не побоюсь так его назвать, поскольку давно и хорошо знаю) друг нашей семьи Григорий Васильевич Артемьев.
      Он принес в редакцию свой материал и небольшой рассказ участника этой битвы Т.И. Таранова (в прошлом году для нашей газеты я готовила большой материал о Тимофее Иннокентьевиче на основе его воспоминаний).
      «Оля, — попросил Григорий Васильевич, — вот сделай из этого какой-нибудь материал, главное, надо упомянуть наших ветеранов, кто воевал на Курской дуге».

Таранов Т.И.

Кто воевал… Мой отец, уроженец д. Мысово Усть-Кутского района, тогда гвардии старший лейтенант Нетёсов Иннокентий Маркелович, тоже был участником Курского сражения. Он всегда гордился, что воевал с лета 1942 года (после окончания Новосибирского военно-пехотного училища) и по апрель 1945-го (до серьезного ранения, от которого и умер в общем-то рано, не дожив два года до семидесятилетия) в составе 78-го гвардейского полка 25-й гвардейской стрелковой дивизии. Она была сформирована на базе 2-й гвардейской морской бригады Тихоокеанского флота, принимавшей участие в боях под Старой Руссой и Москвой, а полк отца дал стране 60 Героев Советского Союза и занимает первое место в Советской армии по их количеству. Отец служил командиром взвода, адъютантом командира полка, помощником начальника штаба полка.

Папа вспоминал, что командование армий и фронтов, куда входила их часть, всегда бросало ее на самые опасные участки, и, как правило, постоянным противником были войска СС и дивизия СС «Мертвая голова». Традиции моряков воины папиной уже стрелковой пехотной части свято хранили и с честью держали. Отец не был свидетелем панического отступления перед врагом своих однополчан. Наоборот, высокое мастерство и здоровый моральный дух помогали им бить врага.

Полк и дивизия отлично провели операцию по форсированию Дона в его излучине, прошли по Курской, Воронежской областям в направлении Старого Оскола; участвовали в боях за освобождение Белгорода и Харькова; сражались на Изюм-Барвенковском направлении; успешно и первыми форсировали Днепр; участвовали в таких общеизвестных войсковых операциях, как Корсунь-Шевченковская и Ясско-Кишиневская. Солдаты 78-го полка с боями брали Будапешт, участвовали в освобождении чехославацких городов и закончили войну, преследуя противника, в 50 км южнее Праги. К сожалению, встретить День Победы в своей части гвардии капитану Нетёсову не пришлось:12 апреля папа был тяжело ранен…

Пусть меня извинят, но о своих родителях, участниках Великой Отечественной войны (мама Людмила Васильевна всю войну была медсестрой эвакогоспиталя, старшиной медицинской службы) мне всегда хочется рассказывать при любом удобном случае: я очень ими горжусь и очень по ним тоскую, ведь их уже нет в живых.

И когда Г.В. Артемьев напомнил о Курской битве, об отце я не могла не рассказать. И еще я сразу как бы вернулась в мыслях почти на сорок лет назад, когда училась в Харьковском государственном университете и ездила с экскурсией по местам боев на Курской дуге: город первого салюта Белгород, Прохоровка, деревни и холмы, памятники погибшим воинам. Тогда события военных лет были еще свежи в памяти у многих, да и экскурсоводом у нас, студентов, был участник тех боев, танкист, подполковник, преподаватель с военной кафедры. Когда он рассказывал, то чувствовалось, как ему это все близко и как ранимо. Слезы порой наворачивались на глаза и у него, и у нас.

50 дней и ночей, с 5 июля по 23 августа 1943 года, шла Курская битва. Она была решающей в обеспечении коренного перелома в ходе войны. Советская армия окончательно закрепила за собой стратегическую инициативу. В операциях битвы участвовали мощные группировки войск: шесть фронтов (Центральный, Воронежский, Степной, Западный, Брянский, Юго-Западный), авиация дальнего действия, большая армия партизан, пять танковых армий. С обеих сторон в сражение последовательно были вовлечены свыше 4 млн. человек, около 70 тысяч орудий и минометов, около 13 тысяч танков и самоходных орудий, до 12 тысяч боевых самолетов.

«Вы обязаны знать, что от исхода этой битвы может зависеть все, — вещал Гитлер своим войскам. — Колоссальный удар, который будет нанесен сегодня утром под Курском, потрясет русских до основания. Это наше последнее и решающее сражение». Как известно, это сражение стало действительно последним для тысяч немецких солдат. Но и наших полегло немало. Участник тех боев генерал-полковник Н.И. Лапыгин вспоминал: «… Курскую дугу недаром прозвали огненной. Пятого июля 1943 года предрассветную тишину разорвал грохот сотен орудий. На направлении главного удара пошли в атаку триста танков и столько же самолетов. Место сражения покрылось дымом и гарью. Было трудно не только смотреть, но и дышать. Я считаю, что каждый солдат, который сражался на огненных рубежах Курской дуги ,— уже герой…»

В числе этих героев были и 12 устькутян. К сожалению, до наших дней дожили только четверо. Это рядовой — артиллерист Иван Семенович Кошкарев, рядовая взвода по ремонту танков и самоходных средств Варвара Ильинична Никульченко, рядовой-артиллерист Павел Константинович Округин, старший сержант отделения ремонта танков и артиллерии Тимофей Иннокентьевич Таранов. Спасибо им, низкий поклон и доброго здоровья.

Перейдя в контрнаступление, наши войска разгромили 30 дивизий и освободили Орел (5 авг.), Белгород (5 авг.), Харьков (23 авг.). Я помню, как стояли мы, склонив головы, у памятника-танка на Прохоровском поле. 12 июля 1943 года здесь произошло крупнейшее во второй мировой войне встречное танковое сражение (с обеих сторон участвовало до 1200 танков и самоходных орудий), завершившееся поражением наступавшей немецко-фашистской танковой группировки. А наш седой экскурсовод (по молодости лет не придала тогда особого значения его имени-фамилии, о чем жалею) откровенно плакал. Вот этого забыть нельзя…

Тимофей Иннокентьевич Таранов тоже вспоминает Курскую битву, друзей-однополчан с болью. Впрочем, я думаю, он сам расскажет обо всем:

— В боях под Ленинградом я был дважды ранен. После госпиталя (правое плечо было повреждено) меня направили в 189-й противотанковый дивизион командиром отделения боепитания. В июне 1943 года 202-я стрелковая дивизия, в составе которой находился наш дивизион, была переброшена с Ленинградского фронта на оборонительные рубежи Курско-Орловского направления (дугу).

В июне дивизионная разведка захватила «языка», который рассказал, что немцы сосредоточили большие силы, и указал время и место их наступления. Командование наше произвело предупредительный мощный артиллерийский огонь из «катюш» по указанным местам скопления немцев. Но утром следующего дня они всей армадой пошли в наступление.

Бои не прекращались ни днем, ни ночью. Наш механизированный подвижной легкий дивизион бросали туда, где нужнее: на подкрепление артиллерийского огня на передовых рубежах нашей обороны или туда, где прорвались немецкие танки.

Наши батареи 76 мм пушек перехватывали и уничтожали танки. Штаб 189-го дивизиона под командованием майора Какоурова постоянно находился в движении в направлениях по местам оборонительных и наступательных рубежей 202-й стрелковой дивизии.

Я и артмастер Морозов, днем бывая в батареях на огневых позициях, возвращаясь в штаб дивизиона, хорошо запоминали дорогу. И в ночное время грузили на машину нужные боезаряды, чтобы доставить на батареи. А поскольку свет фар нельзя было включать, мы привязывали к спине белую тряпку и шли впереди, обходя все ямы и щели, водитель же ориентировался на белый свет. Так мы обеспечивали доставку боезарядов на передний край.

Однажды в штаб дивизиона сообщили, что во второй батарее у одной пушки плохо работает противооткатное устройство. Мы с Морозовым рано утром взяли необходимые нам для ремонта детали и до рассвета уже были в батарее. Устранили подтек тормозной жидкости, проверили замок затвора: пушка была готова к бою. Собрались мы возвращаться в штаб, но немцы открыли мощный огонь из пушек, минометов по всей линии окопов 63-го полка. Мы с боевым расчетом пушки укрылись в ямы, щели. Немецкая пехота под прикрытием танков пошла в наступление. Завязался бой.

Вскоре заработали наша дальнобойная артиллерия, «катюши», вышли на поле сражения наши танки, в воздухе появились немецкие бомбардировщики и наши истребители. Шли ожесточенные бои на земле и в воздухе. Отремонтированная нами пушка и ее боевой расчет работали слаженно. Командир орудия спокойно командовал, каким зарядом зарядить и произвести выстрел. Помню, я спросил у наводчика, почему он мало стреляет осколочными снарядами, а больше шрапнелью. Он ответил, что видит не только предмет поля, но и поле боя, где большое скопление немецких солдат. А для большего поражения живой силы противника нужна шрапнель, подкалиберные снаряды он не находит смысла применять…

Для Т.И. Таранова Курская битва запомнилась и такими вот деталями, и горечью потерь, и мощным, ярким чувством удовлетворения победой. Сегодня ветеран для своих потомков написал воспоминания о происхождении рода Тарановых, о жизни и о войне, которая занимает особое место в ней. Хочется пожелать и Тимофею Иннокентьевичу, и другим участникам битвы на «огненной» дуге доброго здоровья и вновь пережить ту радость победы, что была у них в далеком 43-м, и победном для всех нас 45-м.

Подготовила Ольга АНТИПИНА.

На снимках: Т.И. Таранов (вверху); мой отец И.М. Нетёсов (нижняя фотография).

   

   

Сергей 2011-08-12 13:28:32
Где-же фото Иннокентия Маркеловича?

[Ответить] [Ответить с цитатой]
↑ -2 ↓

Страницы: [1]

Оставить комментарий

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

    

Адрес статьи: http://lv.ust-kut.org/?2009/28/15282009.htm
При использованиии материалов сайта активная гиперссылка на газету Ленские ВЕСТИ обязательна.


Вернитесь назад
.

Яндекс.Метрика