Общественно-Политическая газета Ленские ВЕСТИ г.Усть-Кута и Усть-Кутского района.
lv.ust-kut.org

Читать статью на сайте ГАЗЕТЫ
    

Рассматривайте в совокупности

Прочитал статью «Календарь колхозника» («ЛВ» от 18 декабря 2009 г.). Её автор — О.И. Антипина — с большим интересом и профессионализмом подошла к аннотации книги «Настольный календарь колхозника. 1939 год»: «Даже держать в руках такую, выпущенную семьдесят лет назад книгу было интересно, — пишет она, — а уж посмотреть и почитать — тем более». Нет слов. Экскурсия по страницам календаря получилось увлекательной и содержательной. Ольга Иннокентьевна считает, что она будет полезна «новому поколению… толком не знающему историю своей страны». С помощью сегодняшней подборки из «Настольного календаря колхозника» за 1939 год, — пишет она, — мне хотелось немного познакомить молодых с тем, чем жила страна 70 лет назад…» Но мне представляется, что историческая ценность календаря не только в содержании, которое «просто удивляет — как такую обширную информацию смогли в него втиснуть!» Особенность книги, прежде всего, в том, что она даёт нам возможность ещё раз убедиться, как в XX веке фальсифицировали историю Отечества, в том числе одну из самых трагических страниц истории крестьянства — коллективизацию.

За основу рассказа в календаре о жизни крестьян прежде и в 30-е годы взяты слова И.В. Сталина. Руководитель советского государства в марте 1933 года на Всесоюзном съезде колхозников-ударников заявил: «Крестьяне навсегда забыли о нищете, голоде и разорении, уверенно шли к зажиточной жизни». Каким же действительно был 1933 год для крестьян — сегодня хорошо известно, но речь не об этом. Хочется отметить, что подобная точка зрения о советской деревне в отечественной историографии доминировала до 1985 года. Современная же историческая наука исследует положение в ней во всём его многообразии, основывается на огромной архивной базе документов и материалов, которые ещё недавно были закрыты.

Изучая коллективизацию, мы сегодня имеем возможность изучать и давать объективную оценку её результатам, сопоставлять факты с официальными документами, в том числе и с настольным календарём колхозника за 1939 год. А размах связанной с ней народной трагедии можно проследить в масштабах семей, колхозов, деревень, государства в целом. Возьмём, например, документы за 1938 год по МАССР (Мордовии) – хлеборобному региону нашей страны. В них сообщается: «с ноября в большинстве районов республики в сёлах и деревнях — продовольственный кризис». Значительная часть колхозников распродала личный скот для закупки хлеба. Эти запасы уже израсходованы, и колхозники питаются исключительно суррогатами, употребляют в пищу павший скот, а в отдельных случаях целые семьи по несколько дней не имеют и суррогатов… Во многих сёлах республики колхозники и учителя вынуждены ходить за хлебом за 10-20 км. В городе Саранске ежедневно у хлебных магазинов устанавливаются очереди по 500-700 человек, в них преобладают колхозники, их дети и старики».

А вот что говорят сводки перлюстрации (тайного вскрытия) писем 1938 года к красноармейцам: «У нас провал, нет корма лошадям, половина подохли, а которые пока живы — работать не могут. Ни одна лошадь у нас пахать не будет». Из деревень сообщают: «Живём мы очень плохо, незавидно. Приходится сидеть без куска хлеба на лебеде. Хотим вербоваться во Владивосток»; «Сажать картошку нам будет плохо, потому что половина лошадей подохли, а половина висят на верёвках, так что придется копать землю лопатами. Отец хочет куда-нибудь уехать, но колхоз не пускает и паспорт отобрали…» И весной 1938-1939 годов в некоторых колхозах страны на полях работали без тягловой силы. Колхозники сами впряглись в сельхозинвентарь или запрягали в него членов своих семей. Но даже в такой ситуации народ не терял юмора: в то время говорили: «Лошадей у нас отняли, рук и ног не заберут!». А 27 мая 1940 года вышло постановление, где говорилось, что пахота на людях есть контрреволюционный умысел. За неё стали привлекать к ответственности на основании статьи 58 УК, и многие колхозники отправились в лагеря…

Недостаток продовольствия в 1939-1940 годах сказался на демографической ситуации в государстве: смертность (особенно в деревнях) превышала рождаемость. В апреле 1940 года, например, Л.П. Берия докладывал И.В. Сталину: «По сообщениям УНКВД республик и областей, за последнее время имеют место случаи заболевания отдельных колхозников и их семей по причине недоедания». В документе в числе нуждающихся в помощи , прежде всего, перечислялись Киевская, Рязанская, Воронежская, Орловская, Пензенская, Куйбышевская области и Татарская АССР. «Проведенная НКВД проверка, — сообщается в нём, — подтвердила факты смерти и опухания на почве недоедания, колхозники указанных регионов ели мясо из скотомогильников, подсолнечный жмых и другие суррогаты, бросали работу и уезжали в города» И таких документов — сотни тысяч по всей стране, в том числе есть они и по Иркутской области.

Проанализировав факты коллективизации и жизнь деревни, современная историческая наука приходит к выводу, что колхозный строй в СССР 1939-1941 гг. находился в начале глубокого кризиса, реформированию же колхозного строя помешала война.

До сих пор ведутся подсчёты того, сколько же миллионов крестьян были разорены, погибли в 20-30 годы. Известный историк Дмитрий Волкогонов, например, писал: «По моим подсчётам (вероятно, неполным) погибло 2,5-3 миллиона российских мужиков, их жён, детей, стариков». Современный взгляд на экономическое положение колхозов, тружеников полей и ферм в конце 30-40-ых годов XX века тоже приводит к неутешительным выводам. Фактически можно говорить о вымирании деревни и главного труженика земли русской — крестьянина, колхозника, что скрывали долгие годы. Но недавно, 3 декабря 2009 года, в ходе «горячей линии» с россиянами В.В. Путин сказал: «очевидно, что с 1924 по 1953 годы страна, а страной тогда руководил Сталин, изменилась коренным образом. Она из аграрной превратилась в индустриальную. Правда, крестьянства не осталось… Репрессии, тем не менее, имели место быть. Это факт. От них пострадали миллионы наших сограждан. И такой способ управления государством, достижения результата неприемлем. Безусловно, в этот период мы столкнулись не только с культом личности, а с массовыми преступлениями против собственного народа. Это тоже факт»

«Любые исторические события нужно анализировать во всей их совокупности», — заключил Путин. Хотелось бы не отступать от этого пожелания, в том числе и при знакомстве с «Настольным календарем колхозника за 1939 год».

Б. УТЕНКОВ,
читатель «ЛВ».

   

   


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

    

Адрес статьи: http://lv.ust-kut.org/?2010/1/16012010.htm
При использованиии материалов сайта активная гиперссылка на газету Ленские ВЕСТИ обязательна.


Вернитесь назад
.

Яндекс.Метрика