Общественно-Политическая газета Ленские ВЕСТИ г.Усть-Кута и Усть-Кутского района.
lv.ust-kut.org

Читать статью на сайте ГАЗЕТЫ
    
27 марта — Международный день театра

Театр — не мода, он вечен всегда

Завтра отмечается Международный день театра. Новейшая история нашего города знает два коллектива — Аркадий Чупров. Фото 1981 года два народных театра, с честью носившие эти звания. Ими руководили талантливые режиссёры Владимир Дедушкин и Владимир Чемоданов. Спектакли устькутских самодеятельных актёров десятилетиями собирали неизменные аншлаги, а некоторые из них усть-кутские зрители могли увидеть в постановке столичных театров, приезжавших в те годы на гастроли в наш город. И по личным впечатлениям, и по воспоминаниям городских заядлых театралов констатирую — спектакли Чемоданова и Дедушкина были, как теперь говорят, на порядок выше, чем показанные профессиональными артистами.
      Жаль, очень жаль, что “звёздный час” народного театра как явления в Усть-Куте прошёл, но сегодня в городе живёт большинство бывших актёров театрального коллектива ДК “Речники”, руководил которым Владимир Чемоданов. Кто-то продолжает заниматься творчеством, выступать на городских праздниках, кто-то радует своих слушателей и читателей, занимаясь в литературном клубе “Причал”, кто-то стал профессиональным актёром (Олег Акулич, Иван Артемьев).
      Накануне праздника мы встретились с одним из ведущих актёров народного театра, поэтом Аркадием Чупровым и вспомнили о тех временах, когда каждый из них три-четыре раза в неделю после работы и до поздней ночи пропадал в Доме культуры на репетициях, примерках, прогонах, когда все они были единым целым — дружным коллективом единомышленников и назывались народным театром ДК “Речники” под руководством Владимира Чемоданова.

— Аркадий, 14 спектаклей, один кино- и один видеофильм созданы вашим театром. Наверняка есть, о чём и о ком вспомнить и рассказать?
— М-да... Ты знаешь, из всего, что с нами было, я вспоминаю только два случая, о которых можно рассказать читателям (смеётся). Шучу, конечно. Первое и очень важное: несмотря на то, что театром руководил Владимир Петрович Чемоданов, он не был диктатором. Мы все — артисты, костюмеры, художники, осветители, рабочие сцены (а это, как правило, тоже были мы сами!) всегда принимали коллективные и демократичные решения, каждый привносил что-то своё и если это было интересно, то принималось безоговорочно. Мы все были очень дружны, а Владимир Петрович был и остаётся нам другом, товарищем и братом. И второе: огромная благодарность Людмиле Алексеевне Романовой за всё, что она делала для театра и каждого из нас.
      Сегодня я не смогу назвать всех, кому сказать спасибо, всех, с кем мы работали, но работать было о-о-очень интересно! Нина Пластинина. Супруга и муза А. Чупрова

— Ты был едва ли не самым первым, кто пришёл в театр?
— Ну да, это было 28 декабря 1979 года. Тогда и состоялась моя первая репетиция. А тремя днями раньше Чемоданов “выщипнул” меня из речного училища — он пришёл к Анатолию Антоновичу Сундукову, чтобы набрать актёров. А уже в феврале мы поставили первый спектакль “Мой бедный Марат” Алексея Арбузова. В нём заняты всего три человека: Катя Мищерук, брат мой Алексей и я. Очень сложный, очень тяжёлый спектакль, он шёл три часа. Выходили на сцену — волосы дыбом, мурашки по коже, но отыграли! Перед спектаклем мы приняли “по 50 граммов” — уж извини за правду жизни. Запомнилось, что Чемоданов (сам жутко волнуясь) бегал туда-сюда, смешно ругался, а потом говорит: “Ну, что же вы? Сами выпили, а режиссёру-то и не нальёте?!”
      Вот так начинался наш театр...
      Вспомнить можно многое. Навсегда запомню, как Чемоданов сам играл в спектакле “Коня диктатору!” и летал на канате через всю сцену! Он был одет в тельняшку, штаны тоже сшиты из тельняшки... Мы без хотота не могли на это смотреть.

— Мне говорили, что ты никогда не учил свои роли. Это правда?
— Не поверишь — правда никогда не учил! Они просто оставались в памяти с репетиций. Так я же не только свой текст знал, а помнил наизусть абсолютно все роли: когда кто-то забывал свои слова — я подшёптывал.

— Меня вот ещё что удивляет. Восьмидесятые годы: цветов в продаже в городе ни днём с огнём, ни ночью без свечи не сыскать — “это вам не теперь”. Но каким-то образом иногда артисты получали цветы...
— Да, и я даже помню, кто мне лютой зимой, в феврале, после спектакля “Мой бедный Марат” подарил три гвоздики.
Василий Дьяков и Эвелина Блохина

— Это за то, что вы перепутали слова и в самом начале спектакля стали играть вторую картину вместо первой?
— Ты и об этом знаешь? Было такое от волнения. Мы видели, как за кулисами наш безутешный режиссёр рвёт на себе волосы и готовится упасть в обморок. И нам пришлось выкручиваться, импровизировать — минут десять мы “мудрили” с текстом, но выплыли. По-моему, зрители ничего не заметили.

— Надо признать — ваших первых работ я не видел. Но позднее стал завсегдатаем всех премьер и спектаклей (да и так просто — чего уж скрывать! — в гости на репетиции приходил, варился, так сказать, в вашей театральной кухне). Помню спектакль, поставленный к Дню Победы...
— Да, мы ставили “Русские люди” по Солоухину и как раз 9 мая. Ветераны в зале — специально для них играем спектакль. А мы с Романом Николаевичем Ваневским — в гестаповской форме...

— Где же вы её взяли?
— Сами шили, все сами делали. Так вот, мы в этой форме играем спектакль. Ветераны, когда увидели нас в этой форме, очень сильно и эмоционально реагировали, мы почувствовали такой мощный негатив, исходящий из зала... Мне просто хотелось убежать за кулисы.

— А скажи, ваши семьи, ваши родные поддерживали вас? Не укоряли за многочасовые репетиции?
— Нет, конечно же, нет. Мы занимались любимым делом, и наши семьи всегда нас поддерживали.
Поставьте мальчику тройку Андрей Бердников

— Не так давно по центральному каналу активно обсуждали заявление главного санитарного врача Г. Онищенко о недопустимости курения главного положительного героя и присутствия в кадре или на сцене спиртного. А вы, оказывается, ещё в то время на сцене по роли пили не реквизитное, а настоящее пиво...
— Это был бенефис по произведениям М. Зощенко. И банщик в исполнении Володи Кузнецова должен нам разносить пиво. Нашли мы пивные кружки, стали думать, как изобразить пиво так, чтобы было похоже и оно пенилось. А потом просто решили налить настоящее. Но ведь в чём была проблема? Тогда мы знали только пиво “Жигулёвское” (производства Братского пивзавода) и тёмное чешское, но ни того, ни другого в свободной продаже в Усть-Куте не было! И Владимир Петрович бегал по высоким кабинетам, согласовывал, собирал подписи, чтобы для театра продали энное количество этого напитка. И на премьере зрители, сидящие в первых рядах, поняли, что мы пьём настоящее пиво. Даже возгласы были: чьи-то удивленные, чьи-то завистливые.

— Теперь жду рассказ о курьёзах.
— Пожалуйста. Для съёмок “Свадьбы” Василий Дьяков собирал и красиво оформлял бутылки, рисовал и наклеивал на них этикетки, заливал чай, какие-то краски, имитирующие коньяк, ликёры, наливки. Окна театрального кабинета Дома культуры выходят на жилой дом. И мы видели, что некая девушка с третьего этажа постоянно в бинокль что-то рассматривает. Нам нечего было скрывать — смотрит, ну и пусть себе, если ей нравится. И вот однажды к нам приходит тогдашний директор ДК Людмила Тимофеевна Карасова и говорит: “Звонил Геннадий Иванович Хорошилов и спрашивал, почему вы тут каждый день пьёте?” А реквизитные бутылки — вот они, тут же стоят, одна красивее другой! Оказалось, та девушка с третьего этажа позвонила начальнику порта, в чьём ведении тогда находился ДК, и «настучала»...

— Знаю, что в театре образовалось несколько семейных пар.
— Да, было сыграно четыре свадьбы. Один брак распался, но три семьи у нас крепкие оказались.

— Тридцать с лишним лет назад так “карта легла” (или “здёзды распорядились”), но в городе был замечательный театр. Возможно ли повторение этого или нечто иного для души сегодня?
— По-моему, молодёжь сейчас интересуется только Интернетом и музыкой в стиле “бум-бум”, а среднее и старшее поколение — им, наверное, нужно думать о семье, детях, внуках. Мне лет пять остро не хватало театра, да и сегодня остаётся ностальгия по тем временам.
      С удовольствием поздравляю всех, кто работал с нами или в других театральных коллективах, всех зрителей, которые до сих пор помнят наши спектакли, всех, для кого 27 марта не просто дата в календаре, а частица души и память о прекрасных временах и взаимоотношениях.

— Что ж, в ответ и мои поздравления с надеждой, что не всё прошло безвозвратно, и мы когда-нибудь мы будем ходить не только на спектакли приезжих коллективов.

И еще, Аркадий. Зная твоё чувство юмора, твой не только театральный талант, но и незаурядные поэтические способности, хочется верить, что однажды мы прочтём некие мемуары... Нет, не торопись с ответом — мы будем ждать!

Беседовал Олег ИВАНОВ.
Фото из архива Аркадия Чупрова.

   

   

Павел Морозов 2016-04-16 18:40:10
Хотелось бы узнать о судьбе моего сокурсника, режиссера Владимира Дедушкина.

[Ответить] [Ответить с цитатой]
↑ -1 ↓

Страницы: [1]

Оставить комментарий

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

    

Адрес статьи: http://lv.ust-kut.org/?2010/11/14112010.htm
При использованиии материалов сайта активная гиперссылка на газету Ленские ВЕСТИ обязательна.


Вернитесь назад
.

Яндекс.Метрика