Общественно-Политическая газета Ленские ВЕСТИ г.Усть-Кута и Усть-Кутского района.
lv.ust-kut.org

Читать статью на сайте ГАЗЕТЫ
    
На конкурс: "Поклонимся великим тем годам..."

Призваны в 1939-м...

В связи с обострившейся у границ Советского государства обстановкой в сентябре 1939 года был объявлен массовый призыв в армию.
    Брали молодых ребят 1917, 1918, 1919 годов рождения, а также тех, у кого раньше были отсрочки.
   Полтора десятка молодых здоровых парней в один из погожих сентябрьских дней провожали всей деревней и в Скокнино Усть-Кутского района.
   Среди них были мой отец Владимир Физович Шаманов, брат моей матери Николай Петрович Трофимов и их односельчане Григорий Дмитриевич и Роман Нилович Скокнины, Георгий Николаевич Тарасов, Иван Александрович Тарков, Василий Фёдорович Тупицын и другие...

Пароходом новобранцев доставили в Усть-Кут, а отсюда машинами везли до Заярска, где был пересыльный пункт. Там собирали группу в одно направление, пароходом доставляли в Иркутск, а оттуда рассылали по запасным полкам для начальной военной подготовки. Советская армия называлась тогда ещё Рабоче-Крестьянской Красной Армией, и весь её личный состав носил в качестве головного убора остроконечный шлем, называвшийся «будёновкой». Вот такими «буденовцами» многие из молодых бойцов, успевшие послать домой фотографии в новенькой красноармейской форме, и остались в памяти родных навечно.

Скокнинские призывники были направлены на Дальний Восток. Им оставалось до демобилизации совсем немного — всего четыре месяца, когда грянула война. Она отодвинула возвращение многих домой на долгие годы, а кому-то и вовсе не суждено было больше увидеться с родными. Согласно опубликованным данным, только три процента призывников 1939 года вернулись с фронта. Один за другим подразделения кадровых дальневосточных войск, в которых были и наши земляки, отправлялись туда, где шли тяжёлые оборонительные бои. В связи с очень тяжёлой ситуацией на фронтах, бойцы сразу же попадали на передовую и гибли, защищая от врагов свою родную землю. Из пятнадцати скокнинских парней призыва 1939 года, например, живыми с войны вернулись лишь пятеро.

Одним из первых погиб в бою Григорий Дмитриевич Скокнин, младший сержант, командир отделения 136-й отдельной стрелковой бригады, сражавшийся с врагом на Калининском фронте. Его убили 8 апреля 1942 года, и он был захоронен в братской могиле на западной окраине рощи южнее деревни Дорогино Ржевского района Калининской области. Позднее это захоронение перенесли в д. Погорелки Тверской области. В августе 1943 года в боях за Харьков погиб гвардии сержант, стрелок девятой роты 6-й воздушно-десантной гвардейской дивизии, кандидат в члены ВКП(б) Георгий Николаевич Тарасов. Он похоронен на станции Черноглазовка Харьковской области. И в том же 1943 году пропал без вести младший лейтенант, командир восьмой роты 748-го стрелкового полка 206-й стрелковой дивизии Николай Петрович Трофимов. А 17 декабря 1943 года в эвакогоспитале умер от ран сержант Василий Фёдорович Тупицын. Всем им было всего по двадцать четыре года.

Тяжёлой оказалась судьба и других их земляков. Гвардии сержант 14-й гвардейской танковой бригады Роман Нилович Скокнин был тяжело ранен в бою 18 августа 1943 года. Полгода провел он в госпитале, но осколок, повредивший лучевой нерв, так и остался на всю жизнь в его теле, доставляя болезненные страдания. Став в 24 года инвалидом, Роман Нилович в начале 1945 года вернулся в родную деревню, где очень нужны были мужские руки, ведь колхоз держался на женщинах, стариках да подростках. Как ни трудно было, он работал наравне со всеми и в поле, и на скотном дворе, работал за себя и за тех, кто не вернулся домой. Спустя восемь лет его нашла награда: за памятный бой, в котором его ранило, Роман Нилович был отмечен орденом Славы третьей степени. В 1945 году он женился, потом окончил годичные курсы животноводов в Киренске и долгие годы работал техником-животноводом в колхозе «Красный пахарь». Не раз сельчане избирали ветерана войны депутатом Боярского сельского Совета. Его жена — Анна Арсентьевна родила ему шестерых детей: троих сыновей и трех дочерей. Жить бы да радоваться, только давно закончившаяся война все годы шла по пятам, напоминая о себе незаживающими ранами. Они преждевременно оборвали жизнь Романа Ниловича Скокнина: в 45 лет он умер.

Мой отец Владимир Физович Шаманов проходил службу в 114-ом тяжёлом гаубичном артиллерийском полку, входившем в резерв Главного командования. Перед войной и в первый год войны полк этот стоял на восточных рубежах страны, чтобы не допустить агрессии со стороны Японии. А в феврале 1943 года была сформирована 85-я тяжёлая гаубичная бригада, в один из дивизионов которой и попал красноармеец Шаманов. Её сразу же перебросили на запад, на действующий фронт. Добирались туда целый месяц, и лишь в апреле прибыли под Калинин (ныне Тверь), откуда только что выбили немцев. 85-я артбригада стала резервом ставки Верховного Главнокомандующего, что и определило её дальнейшую судьбу: артиллеристов бросали с фронта на фронт, в места самых ожесточенных боёв. Но вначале бригада прибыла на Брянский фронт, вошла в состав 15-й артдивизии прорыва. И боевое крещение командир орудия, член ВКП(б) В.Ф. Шаманов принял у железнодорожной станции Становой Колодец Орловской области. В этом бою его артиллерийский расчёт метким попаданием уничтожил первый фашистский танк.

Перед артдивизией прорыва ставились задачи: взломать оборону противника, т.е. разбить полевые долговременные инженерные сооружения, железобетонные ДОТы, уничтожить дивизионную артиллерию врага, штабы, склады, препятствовать подходу резервов. Сибиряки, как известно, наблюдательные люди, и это качество очень ценило командование. Оно в июне 1943 года назначило В.Ф. Шаманова старшим разведчиком второй батареи первого дивизиона. И в течение августа-ноября 1943 года он разведал минометную батарею и два ДЗОТа противника в районе Сахарное поле, артбатальон и вражеский наблюдательный пункт возле села Большие Ставки, ДЗОТ и наблюдательный пункт у Новых Сокольников, пулемётную точку, блиндаж и наблюдательный пункт возле города Невеля, которые затем были уничтожены. За эти и другие воинские заслуги мой отец был награжден орденом Красной Звезды. Но о том, что он был разведчиком, я узнала, только получив из ЦАМО копию его наградного листа: отец не любил рассказывать о войне. Восстановить его фронтовую биографию мне помогли в основном архивные справки.

В феврале 1944 года бригада, где служил мой отец, была переброшена на 1-й Прибалтийский фронт, где участвовала в наступлении на Витебском направлении. Там, в бою под Витебском, 4 марта 1944 года отец получил тяжёлое ранение осколком мины. Восемь месяцев пролежал он в госпиталях, перенес несколько операций. Медицинская комиссия признала его негодным к военной службе, и в конце 1944-го на костылях вернулся солдат в родную деревню инвалидом второй группы. Больная нога давала ему о себе знать всю оставшуюся жизнь, но кипучая натура не позволяла бездействовать. Женившись, он перебрался в Усть-Кут, где райком партии направил коммуниста-фронтовика на работу в народный суд. И семь лет проработал отец судебным исполнителем, а остальное время до пенсии трудился в Усть-Кутском райпотребсоюзе. Честный и справедливый, он пользовался уважением в коллективе. Несколько раз избирали его председателем местного комитета профсоюза, был он председателем товарищеского суда. Продолжателями рода Шамановых стали четверо его детей. Дождался наш отец и внуков, но фронтовые раны значительно сократили срок жизни ветерана войны: он умер в 1980 году в возрасте 65 лет. А светлая память о Владимире Физовиче Шаманове живёт в сердцах его детей, внуков и правнуков.

Больше всех повезло на той войне Ивану Александровичу Таркову. На своих ногах, целым и невредимым, с орденами и медалями пришел он домой. Женившись на сельской учительнице, уехал Иван Александрович с ней в Киренск, где и жил долгие годы. Судьба же остальных скокнинских парней неизвестна. Оказалось, что даже восстановить хотя бы их имена невозможно. По чьему-то распоряжению свыше в пятидесятые годы в военкоматах были уничтожены все документы первичного учёта рядового состава довоенного времени, в том числе призыва 1939 года. Нет в военкомате и похоронок на них. Возможно, как это бывало, извещения об их гибели направлялись из частей прямо родственникам, минуя военкомат. А родственников, очевидцев тех лет и событий давно уже нет в живых. Вот и канули в Лету имена многих наших земляков, сделавших все, чтобы Победа пришла как можно скорее. Но потомки безвестных героев войны по сей день живут в нашем городе и районе. Они должны знать историю своего рода и свято чтить память всех тех, кто ценой своей жизни отстоял мир и покой на нашей Земле.

Т. ПЕХТЕРЕВА,
уроженка Усть-Кута.

На снимке: Владимир Физович Шаманов, Иван Александрович Тарков и Георгий Николаевич Тарасов.

   

   


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

    

Адрес статьи: http://lv.ust-kut.org/?2010/15/21152010.htm
При использованиии материалов сайта активная гиперссылка на газету Ленские ВЕСТИ обязательна.


Вернитесь назад
.

Яндекс.Метрика