Общественно-Политическая газета Ленские ВЕСТИ г.Усть-Кута и Усть-Кутского района.
lv.ust-kut.org

Читать статью на сайте ГАЗЕТЫ
    
Из нашей почты

В редакцию пришел толстый конверт из Краснодарского края. Как оказалось, в его Тихорецком районе, в поселке Парковый центром внешкольной работы проводился конкурс с таким же, как у нас, названием – «Поклонимся великим тем годам». В конверте оказались работы шестерых воспитанников этого центра – победителей муниципального этапа конкурса. Одну из них – работу 16-летней воспитанницы объединения «Рифма» - мы и предлагаем вашему вниманию.

Что снится ей?

Анастасия РЕБРОВА

Я часто ночевала у бабушки и видела, как она спит. Тревожно ворочаясь во сне, то бормотала баба Надя, то в голос говорила, кого-то убеждая, то просила о чем-то в ночной тишине, а потом как закричит: «Спасите! Простите ради Бога!». Мне становилось страшно. Что снится ей? Опять война?

Когда ее муж ушел на фронт, у бабушки на руках осталось трое детей: старшей дочери было 4 года, а младшему Петеньке – три месяца. Она рассказывала мне, как было тяжело. Работала бабушка с утра до вечера. Приходила уставшая, а надо было чем-то накормить детей, обстирать, наготовить еды на следующий день. Одежда за годы войны обносилась, дети бегали в сплошном рванье, босиком зимой и летом. Взрослые ходили в заплатанных кофтах, юбках, рубашках. Жили в основном на картошке, что вырастили на своем огороде. В жалкие крохи серой, как дорожная пыль, муки бабушка подмешивала ту же картошку, семена лебеды, тыквенную мякоть. Хлеб из такой муки получался тяжелым, как кирпич, мокрым, горьким на вкус. Это была еще богатая еда. А чай пили со сладкой свеклой, о сахаре и не мечтали…

Бабушка, помню, спит. И опять непонятные слова, и опять: «Прости, прости, Петенька». 50 лет бабушка просила прощенья у своего младшего сына, а когда он умер в 50 лет, она у гроба только об этом и шептала…

Когда немцы пришли в станицу Балковскую, бабушка с детьми принесла столб со двора, чтобы подпереть потолок. Домик у нее был совсем старый, она думала, что фашисты не сунутся в него, побоятся, что крыша обвалится. Но они пришли:

- Дети есть?
- Да.
- Мы будем жить тут, и если они заплачут, мы их расстреляем.

В ту ночь бабушка проснулась от страшного крика соседки Клавы: немец за руку тащил ее годовалого Данилку. Хладнокровно вскинув автомат, он выпустил всю обойму в маленькое тельце. Мальчик, оказывается, разбудил фашиста своим плачем и в ту ночь замолчал навсегда.

Бабушка, моя милая бабушка не помнит, как добежала до маленького Пети, который был разбужен шумом на дворе и начал хныкать, она заткнула ему рот тряпкой, а он от нехватки воздуха задыхался, синел у нее на руках, так как был простужен, у него был заложен носик. Немцы хохотали в соседней комнате, а баба Надя высасывала ртом из носика сына мокроту, чтобы дать ему хоть капельку воздуха. Два месяца он спал с тряпкой во рту, два месяца в доме была тишина. Все дети научились не плакать. А бабушка просила Бога забрать к себе Петю, капризного и больного малыша, боясь, что из-за него могут убить и старших детей.

«Прости, Петя», - шептала бабушка на могиле своего сына. Он умер в 50 от рака легких, а бабушка, пережив его на 10 лет, все думала, что виновата в смерти сына, ведь она просила Бога забрать его к себе в 1942 году, и он забрал, хотя через полвека.

Не вернулся ее муж с войны, пропал без вести. И нет могилы, чтобы поклониться ему, и нет наград, чтобы гордиться им, и нет ни одного письма, чтобы прикоснуться губами к листку, которого он касался. Исчез человек. Славу ему петь за подвиг или проклинать за предательство? Она не знает…

Вспоминается, я сплю у бабушки. Ночью, в тишине, когда только тикают часы, чудится ей, будто кто-то мерным шагом все идет издалека, все приближается. Стукнет в глухой час калитка от ветра – баба Надя вздрогнет, а потом долго не спит. Считая, чтобы заснуть, удары маятника, про себя в душе считает их чьими-то шагами. Но днем и виду не показывает, что душа ее до сих пор стонет…

Теперь я уже не сплю у бабушки, не лежу у нее на руке, она не гладит меня по волосам, она не вздрагивает во сне. Она умерла.

Надя... Надежда... Она так и умерла, надеясь, что увидит своего Сашу, пропавшего на войне, встретит Петю и попросит еще раз прощения, пообещав, что никогда, никогда не закроет ему рот тряпкой, чтобы он не плакал.

Кто сказал, что война длилась почти пять лет? Для моей бабушки она длилась всю ее жизнь и не закончилась. Теперь я, ее правнучка, храню в своей памяти ужас, боль потерь, страх, которые пережила моя бабуля, и ни в коем случае не должна забыть все это.

   

   

Наталья Дробная 2011-01-04 00:10:42
Уважаемая редакция! С огромной благодарностью и волнением прочитали интернет-версию вашей газеты! Анастасия Реброва - воспитанница нашего Центра внешкольной работы п. Паркового, чемпионка России по легкой атлетике, лауреат премии губернатора Краснодарского края. Спасибо еще раз, за то внимание, которое Вы уделили творчеству наших воспитанников! С уважением и благодарностью директор МОУ ДОД ЦВР п. Паркового Наталья Дробная

[Ответить] [Ответить с цитатой]
↑ +1 ↓
Андрей 2011-01-04 08:52:02
Спасибо! Спасибо за эту статью! Спасибо за то, что помните и понимаете тех, кто дал нам эту жизнь...

[Ответить] [Ответить с цитатой]
↑ -2 ↓

Страницы: [1]

Оставить комментарий

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

    

Адрес статьи: http://lv.ust-kut.org/?2010/18/26182010.htm
При использованиии материалов сайта активная гиперссылка на газету Ленские ВЕСТИ обязательна.


Вернитесь назад
.

Яндекс.Метрика