Общественно-Политическая газета Ленские ВЕСТИ г.Усть-Кута и Усть-Кутского района.
lv.ust-kut.org

Читать статью на сайте ГАЗЕТЫ
    

Девчата из медсанбата


     У времени есть своя память - история. И поэтому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней.
     Прошло шестьдесят пять лет, как закончилась Великая Отечественная, самая страшная, самая кровавая война, которую вело человечество. И эхо этой войны до сих пор не затихает в людских душах. Да, у времени осталась своя память.
     И мы не имеем права забыть все ужасы войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не вправе забыть тех солдат Великой Отечественной, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны все помнить...
     Русская женщина... Самые красивые и нежные строки - для нее. Самые главные роли - это она... Именно женщинам, сильным и красивым, сумевшим вынести все тяготы военного лихолетья и остаться духовно прекрасными, посвящаю я свою работу «Девчата из медсанбата».

Мария Георгиевна Шамара

Невысокая, по-девичьи стройная и в свои восемьдесят лет, с сединою, которая не старит, а облагораживает лицо, с доброю улыбкою и затаившейся в глубине глаз грустью предстает перед нами эта женщина. И вот что рассказала она о себе.
     - Мне было тогда восемнадцать. Позади 10 лет учебы в школе, жизнь в родительском доме. А впереди? По призыву военкомата в числе 30 девушек-комсомолок я пошла на курсы санинструкторов, где проучилась 3 месяца, а затем была направлена в полевой передвижной госпиталь. Сначала было очень трудно: от вида умерших людей теряла сознание, часто плакала. Было невыносимо жаль раненых, особенно тех, к кому наша помощь пришла слишком поздно. Кто-то умирал молча, кто-то кричал: «Хочу жить!».
     Сильно плакала, когда в госпиталь был доставлен с тяжелейшими ранениями мой школьный учитель, умерший у меня на руках.
     Но особенно запомнился такой случай. С поля боя притащили солдатика, почти мальчика. Ранение было тяжелое. Сделали операцию, пришлось ампутировать ногу. После наркоза он бредил, все маму звал, но потом отошел, даже попросил письмо домой написать - сообщить маме, что с ним все хорошо. Все рассказывал о своей семье, о том, что отец погиб, а дома остались мама и три сестренки. После того, как письмо было написано, он очень долго просил обязательно его отправить, а через несколько минут - умер.
     Слушая такие воспоминания, читая их на страницах периодической печати, думаешь: «Вот такое оно – женское лицо войны». Всего одна судьба, но в ней как в зеркале отразились судьбы тысяч «светлокосых солдат», чья юность совпала с «сороковыми роковыми», кому было тяжело и страшно на войне. Но кто прошел через все испытания, через муки, тот знает, что ближе Родины нет ничего на свете.
     Как много сделали на фронтах Великой Отечественной войны они, те, кого называли санинструкторами, сестричками, которые выносили с поля боя, перевязывали, те, кто успокаивал, зная, что солдату осталось жить совсем немного, кто вселял надежду и волю к жизни.

Нина Алексеенко (Марченко)

Нина родилась 10 июня 1924 года в станице Троицкой Крымского района. В семь лет осталась сиротой, ее воспитывала бабушка, с которой она перебралась в Краснодар в 1938 году. С 16 лет трудилась мастером в краснодарском «Брынзотресте», а когда началась война, попыталась уйти на фронт. Но не пустили, ведь было ей всего 17 лет.
     Когда Краснодар освободили наши войска, она пришла в военкомат записываться добровольцем. И ее направили в сочинский госпиталь санитаркой.
     Несколько позже она попадает в самое пекло «Голубой линии». И после её прорыва дивизия, в которой она служила, передислоцируется на Украину. Вот где ей и пришлось мерить километрами Украину, пройдя ее из конца в конец.
     В 1944 году Нину отправили из медсанбата в штаб дивизии телефонисткой, ведь на войне никто собой не мог распоряжаться: надо - значит, надо. А победу она встретила в Прибалтике, куда дивизия была перебазирована из Украины.

Зоя Мироновна Рубайло (Савченко)

Зоя Мироновна - коренная краснодарка, родилась в декабре 1925 года. Когда началась война, ей не было и 16 лет. На курсы санинструкторов поступила уже после освобождения любимого города. Медаль «За отвагу» она получила за то, что задушила немца и забрала у него планшет.
     Но самые страшные воспоминания о войне у Зои Мироновны связаны с форсированием Днепра, когда она на ветхой лодочке перевозила раненых через эту великую реку под перекрестным огнем. А в это время на занятом немцами берегу фашисты добивали раненых красноармейцев. До сих пор слышит крики умирающих под штыками бойцов. Она тогда хотела остаться, надеясь еще кого-нибудь спасти, но смертельно раненый командир, лежавший возле берега, запретил: «Уплывай с теми, кто есть, сестричка, других уже не спасти...» За этот подвиг Зоя Мироновна была награждена орденом Красной Звезды.
     После ранения в 1944 году она долго лежала в госпитале, а после выздоровления была направлена на службу в запасной полк. Вернувшись после победы в Краснодар, работала водителем трамвая, а потом до самой пенсии санитаркой в психиатрической больнице, продолжая добрым словом врачевать души больных.

Нинель Попопвич

Нинель родилась в 1924 году в семье партийных работников. 22 июня 1941 года она помнит как сейчас. Сидела дома над вышивкой, когда прибежала испуганная соседка и сказала, что началась война. На курсы санинструкторов ее не взяли, и чтобы хоть как-то приносить пользу, она устроилась работать на завод, выпускающий детали к минам. Завод не успел эвакуироваться, и она осталась в оккупированном городе. И уже после освобождения Краснодара ее наконец-то взяли на курсы санинструкторов, а после учебы отправили в поселок Пашковский, где находился госпиталь-распределитель, а оттуда Нинель попала в 417 стрелковую дивизию.
     «Голубая линия» стала первым испытанием девушки с красивым именем на прочность. Если бойца ранили утром или днём, то санитарки могли забрать его только вечером — немцы обстреливали страшно, головы поднять было невозможно. Тех, кто выжил в этом месиве, смело можно назвать счастливчиками. Повезло и ей выбраться оттуда живой и невредимой.
     Свою победу она встретила в Литве, но боевой путь на этом не закончился. Дивизию погрузили в эшелоны и через всю страну отправили на восток, на войну с Японией. За участие в этих боях у Нинель Петровны тоже имеется награда.

Анна Тодоренко

На фронте Анна Тодоренко была санинструктором. Скромная, но нужная профессия.
     Мне пришлось встретиться с ней в её квартире в посёлке Парковом, в которой она живёт несколько лет, после того как ей пришлось покинуть пылающий от рук боевиков Грозный.
     «Санинструкторов раненые бойцы звали просто сестричками. И мы, сёстры милосердия,- рассказывает нам Анна Петровна,- обычные девчонки в шинелях, выносили на себе с поля боя раненых, оказывали им первую помощь, спасали жизнь, порою отдавая свою. Так погибли многие мои сверстницы-медики. Они нередко и сами проявляли отвагу и героизм. Эти довоенные девчонки с косичками сразу повзрослели, повидав столько смертей и крови».
     Под непрерывными бомбёжками и артобстрелами военные медики творили чудеса, возвращая в строй раненых воинов. Анна Петровна Тодоренко показывала нам свои фронтовые фотографии, с которых смотрели на нас русские красавицы в погонах. Многие из них не дожили до победы. Она называла их имена и звания, а на глазах стояли слёзы.
     Всё, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещает слово «милосердие». Есть и другие слова: жена, сестра, дочь, друг и самое высокое — мать. Но разве не присутствует в их содержании и милосердие как суть, как назначение, как конечный смысл? Женщина даёт жизнь, женщина сберегает жизнь. «Женщина» и «жизнь» — два неразделимых понятия.
     Женщины внесли свой вклад в дело становления Великой Победы. Они теряли родных и близких им людей, гибли их дети, многие из них, оставшихся в тылу, оставались вдовами. В тылу работали, делая всё возможное и невозможное. Ведь стоять у станков по 12 — 16 часов — это за гранью возможного. А они шили одежду для бойцов, вязали варежки, тонкими и чуткими пальцами точили детали для мин, бомб, снарядов…
     Судьбу всех женщин, и тех, о которых я рассказал в своей работе, и многих тысяч других, можно назвать одновременно и трагической, и счастливой. Трагической потому, что жизнь их соприкоснулась с пожарищами и кровью, потому, что в их дома и в их души ,ранимые и не окрепшие, ворвалась война, неся смерть, страдания и разрушения. Счастливой потому, что, бросив их в самую гущу народной трагедии, война сделала их гражданами великой страны, позволила защищать родные просторы, стать героями в полном смысле этого слова.
     Каждая из наших односельчан, которые воевали во время Великой Отечественной войны: и Варвара Петровна Тищенко, и Мария Семёновна Бобкова, и Наталья Михайловна Сумбаева, и Таисия Трофимовна (Усаченко) Луговенко, и Елена Кузьминична Луговенко (Бычкова) были для нас чем-то вроде идолов, которым не грешно поклониться много раз. Общаясь с ними, мы не раз задавали себе простые вопросы: «А смогли бы мы сделать то или это?», «А смогли ли мы уйти на фронт?», «А выдержали бы мы все тяготы военной жизни?»…

Андрей ПОПОВ.
ст. Отрадная, Краснодарский край.

   

   


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

    

Адрес статьи: http://lv.ust-kut.org/?2010/32/16322010.htm
При использованиии материалов сайта активная гиперссылка на газету Ленские ВЕСТИ обязательна.


Вернитесь назад
.

Яндекс.Метрика