Общественно-Политическая газета Ленские ВЕСТИ г.Усть-Кута и Усть-Кутского района.
lv.ust-kut.org

Читать статью на сайте ГАЗЕТЫ
    
На конкурс: "Поклонимся великим тем годам"

Забывать не надо слово «блокада»

Всё дальше в прошлое уходят от нас годы Великой Отечественной войны. На смену одним поколениям приходят другие. А вот очевидцев тех страшных событий остаётся всё меньше. И хочется, чтобы пророческими были слова:

«Но память нам покоя не даёт,
И совесть нас порой тихонько гложет;
Пусть сорок лет и триста лет пройдёт —
Никто из нас войны забыть не сможет».

Да и разве можно забыть, скажем, 900 блокадных дней, которые стали нелёгким испытанием для жителей Ленинграда? Но они героически пережили горе, которое обрушилось на них. Несмотря ни на что, ленинградцы не только сумели выдержать все тягости, невзгоды блокады, но и активно помогали нашим войскам в борьбе против фашистских захватчиков. Для обороны города в августе 1941 года было создано 49 рабочих батальонов, численность которых превышала 40 тысяч человек. В октябре в городе открылись 102 пункта Всеобуча, который за время блокады подготовил свыше 200 тысяч бойцов. А на строительстве оборонительных сооружений под Ленинградом с июля по декабрь работало свыше 475 тысяч человек. Было вырыто 626 противотанковых рвов, установлено 57 тысяч надолбов, устроено 306 километров лесных завалов, 635 километров проволочных заграждений.

В самый тяжёлый период небывалой в истории блокады (в течение сентября-ноября 1941 года) нормы выдачи хлеба населению снижались пять раз. С 20 ноября 1941 года рабочие стали получать 250 граммов суррогатного хлеба в день, служащие и иждивенцы — 125 граммов.

Такой хлеб по заключениям врачей не мог служить полноценным питанием. Он не поддерживал жизнедеятельность организма, а только создавал чувство сытости, на очень короткий срок психологически успокаивал людей. Поэтому 125 граммов блокадного хлеба назывались «смертельной нормой». Но даже эти граммы удавалось получить не всегда.

Как же выживали в блокаду дети? Нас заинтересовала эта тема. И мы, вместе с руководителем нашего школьного музея Л.И. Морозовой, нашли человека, который в годы блокады Ленинграда был ребёнком. Это проживающая в г. Усть-Куте на улице Кирова Баранова (Соловьева) Нина Сергеевна. Она 1935 года рождения. Из беседы с ней мы узнали, что, когда началась блокада Ленинграда, Ниночке Соловьёвой было шесть лет. Жила она с бабушкой, мамой, отчимом и младшим братом Юрой на Измайловском проспекте в городе Ленинграде в двухкомнатной квартире. Мама работала бухгалтером, а отчим — на железной дороге. Когда началась блокада, все перешли жить в одну комнату, чтобы было легче её обогреть. Посреди этой комнаты стояла печка-буржуйка. Её топили книгами, мебелью, а спали в одежде. И постоянно хотелось есть. На всю жизнь запомнила Нина ту «смертельную норму» блокадного хлеба. А ещё Нина помнит, как однажды мама пришла домой в слезах — она потеряла карточки на хлеб. Единственной ценной вещью в семье было её колечко, которое она и поменяла на него. Очень часто мама уходила на оборонные работы — рыть окопы, иногда брала с собой и Нину. А зима 1941-1942 гг. выдалась суровой. Девочке казалось, что голод и холод не закончатся никогда. В 1942 году её отчим умер от голода, а потом заболел брат. Его увезли в больницу, а через две недели обещали выписать. Но когда Нина с мамой, взяв саночки, пришли в больницу, оказалось, что брат умер. Они увезли его на кладбище, вырыли могилу и похоронили. А в 1943 году Нина с бабушкой и мамой были эвакуированы в город Барнаул.

Таково вот свидетельство одного из очевидцев тех далеких и страшных дней. А сколько же всего человек погибло в блокаду от голода? Точных данных об этом до сих пор нет и, вероятно, никогда уже не будет. В послевоенных документах называлась цифра — 650 тысяч умерших. Вывели её, основываясь на примерном количестве захороненных на двух самых больших мемориальных кладбищах Ленинграда — Пискаревском и Серафимовском. Но известно, что во время эвакуации из блокадного Ленинграда от истощения и болезней умирал каждый четвертый. Исследования последних лет позволили установить, что было, как минимум, один миллион двести тысяч погибших ленинградцев. И когда блокада была полностью снята, в городе осталось лишь 500 тысяч жителей.

Нам, родившимся после войны, многого уже не понять. Но ещё можно услышать рассказы тех, кто в те годы выжил, и попытаться почувствовать, что они пережили, сохранив это в памяти. Можно и нужно отдать им дань вечного уважения и вечной благодарности. И давайте всегда помнить о цене хлеба, без которого невозможна жизнь.

Те, кто пережил блокаду, были обычными людьми. Они сумели совершить невозможное, в том числе пережить самое страшное — пытку голодом. И не только пережить, а выстоять и остаться людьми. Люди эти уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы их имена не канули в вечность навсегда, чтобы в историю нашей страны вписывались все новые и новые сведения.

Мы гордимся нашими воинами-победителями и простыми советскими тружениками, в том числе теми, которые в годы войны были такими же детьми, как мы сейчас. Война лишила их многого, в том числе детства…

Наталья РОСТОВСКАЯ,
Оксана ПАНАСЮК,
краеведы, учащиеся 9 класса Янтальской школы.

    

   


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

    

Адрес статьи: http://lv.ust-kut.org/?2010/4/16042010.htm
При использованиии материалов сайта активная гиперссылка на газету Ленские ВЕСТИ обязательна.


Вернитесь назад
.

Яндекс.Метрика