Общественно-Политическая газета Ленские ВЕСТИ г.Усть-Кута и Усть-Кутского района.
lv.ust-kut.org

Читать статью на сайте ГАЗЕТЫ
    

Солдат — всегда солдат

Чем ближе 65-ая годовщина победы, тем чаще накатываются воспоминания. Мой муж – Георгий Сергеевич Нечаев без малого десять лет прослужил в армии. В 1938 году, только овладел он специальностью тракториста, как был призван в армию и из родного Боярска Усть-Кутского района направлен на Дальний Восток. В 1941-ом вместе с другими бойцами-пограничниками ждал уже приказа о демобилизации, но грянула Великая Отечественная война .Наскоро переучили его на артиллериста, а потом были бои под Москвой, на Орловско-Курской дуге, в Прибалтике…

Мы с Георгием познакомились уже после войны, в 1952 году. Я (тогда Полина Александровна Наумова) работала в Подымахино кладовщиком, а его направили туда помогать сельчанам. Хоть и вернулся он на Лену в 1947 году не очень-то здоровым (как-никак на фронте две тяжелых контузии получил, дважды его родителям похоронки приходили), но работать Георгий умел и любил. Из Риги, где тогда в тайге трудился, сплавил лес, в Усть-Куте дом поставил, хатон (стайку) построил. Но семейная жизнь не заладилась: детей не было, и жена ушла. А тут я. Пригляделся ко мне Георгий и сказал: «Собирайся!» Прозвучало это почти как приказ (солдат все-таки!), и я ему подчинилась: о чем ни разу потом не пожалела и не жалею. А за 35 лет, которые нам с Георгием удалось вместе прожить, убедилась в справедливости выражения: «Солдат – всегда солдат». Он жил так, как воевал: честно и с полной отдачей.

О войне муж рассказывал не часто, но по ночам часто кричал, вскакивал, и за три с половиной десятилетия я узнала от него о ней многое. Помогали больше узнать о его боевом пути и другие. В 1973 году, например, установились связи с Прибалтикой, где даже 14 мая 1945 года гибли однополчане Георгия. Оттуда дети – «красные следопыты» потом регулярно слали ему поздравления к Дню Победы и письма. Примерно в то же время и наша, усть-кутская газета опубликовала воспоминания однополчанина моего Георгия о том, как он вынес его из-под огня. Да и награды, которые, к сожалению, сохранились не все, - словно вехи большого и славного пути Георгия Сергеевича Нечаева, которому довелось воевать и на западе, и на востоке. Это – ордена Красной Звезды и Отечественной войны, медали «За отвагу», «За победу над Германией», «За победу над Японией» и другие, в том числе юбилейные медали к 20, 25, 30 и 40-летию Победы. Они тоже говорят о том, что Г. С. Нечаев не прятался за спины других, сражался с врагами так, как подобает советскому солдату.

Контузии и ранения, конечно, давали Георгию о себе знать, но он никогда особенно не жаловался. Мы жили, работали. В 1954 году родилась у нас дочь Альбина (теперь - Гриневич), до недавнего времени работавшая в СОЦе, а сейчас вышедшая на пенсию. А в 1959 году мы поддались на уговоры родителей Георгия, много раз говоривших: «Чего ты держишь жену в городе? Она же деревенская. Вези её к нам», и переехали в Боярск. Думали, поживем там годик и уедем к сродному брату Георгия – Василию в Байкальск, где и жилье, и работу обещали. Но в 1960 году родилась у нас вторая дочь Вера (теперь - Подаренко), да и мать была категорически против нашего переезда. Георгий стал в Боярске лесником, а я – свинаркой в колхозе. Когда в 1965 году образовался коопзверопромхоз, мы перешли работать в него. Георгий пас скот, учавствовал в заготовках кормов, выполнял другие задания, а я до 1980 года, до выхода на пенсию, была кладовщицей, скотницей. Отмечена медалью «Ветеран труда», как труженица тыла, медалью «50 лет Победы». А вот Георгий её получить не успел: в 1987 году его не стало…Он похоронен в Боярске, а меня дети и зять уговорили переехать в Усть-Кут, где я теперь и живу.

Не скажу, что мой Георгий Сергеевич забыт. Регулярно навещают его могилку и приводят в порядок дети. Есть в изданной в 1995 году областной книге «Память» такая запись: «Нечаев Георгий Сергеевич, 1919 г. р., 87 тяж. арт. бригада, умер 1989 г.». С годом смерти там, правда, напутали, но это не так уж важно. Хуже то, что в такой же книге, рассказывающей о фронтовиках-устькутянах, о моем Георгие даже упоминания нет. Нет его фамилии на мемориале в Усть-Куте, так как заносят на него только фамилии павших в боях. Узнавала, нельзя ли установить на его могилу гранитную плиту, говорят: «Не в то время умер». Около года назад, правда, в ангарском еженедельнике «Подробности» был опубликован материал «Через Гоби» и «Великие муки», где рассказывалось о Г. С. Нечаеве. А вот в родном районе его теперь помнят не многие. Вот я и решила напомнить о своем муже. Туда, где он похоронен, мне теперь добираться сложно. Но 9 мая, в День Победы, и 3 сентября, в день завершения разгрома Японии, я обязательно схожу, как обычно это делаю, к мемориалу павшим, среди которых, кстати, брат моего отца Гавриил Васильевич Наумов и его сын Александр Гаврилович Наумов. А те цветы, которые я туда принесу, будут данью памяти и моему муже, Георгию Сергеевичу Нечаеву, - одному из солдат, сумевших одержать действительно великую победу, но не доживших до её очередного, 65-летнего юбилея.

П. Нечаева,
вдова участника Великой Отечественной войны.

На снимках: Г. С. Нечаев в 1938-м и в 1987 годах
Фото из архива автора.

    

   


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

    

Адрес статьи: http://lv.ust-kut.org/?2010/4/17042010.htm
При использованиии материалов сайта активная гиперссылка на газету Ленские ВЕСТИ обязательна.


Вернитесь назад
.

Яндекс.Метрика