Общественно-Политическая газета Ленские ВЕСТИ г.Усть-Кута и Усть-Кутского района.
lv.ust-kut.org

Читать статью на сайте ГАЗЕТЫ
    
Твои люди, Приленье

А давайте споём!

Когда в семье Дедюхиных родилась дочь, то нарекли её красивым именем Феоктиста, да только как-то само собой получилось, что вскоре никто девочку кроме как Анфизой не называл. Она родилась и выросла в деревне Омолой, там прошли её детство и юность, там она повстречала свою единственную любовь – мужа Михаила Афанасьевича. Там она босоногой девчонкой с самого утра убегала в поле, где сердце замирало от восторга при одном только взгляде на первозданную красоту русской природы.

Из воспоминаний Анфизы Дмитриевны:

«Деревня наша была очень красивая и большая: дворов на двести. Была у нас и начальная школа — с первого по четвёртый класс, и церковь двухэтажная с большим колоколом, в который обязательно звонили по праздникам. Была своя кузница. А какие богатые у нас были угодья! И поля, и сенокосы, огромные по тем временам амбары под зерно, ферма, где содержали и коров, и свиней, и овец. Работали все — от мала до велика».

Работала с самого раннего детства и Анфиза. Пока была совсем еще девчонкой, вместе с мамой ухаживала за домашним скотом. А уже в 10 лет работала в поле. Сначала на прополке. После того, как целый день «колючку» (осот) дёргала, у неё загноились все руки, но в её ребячьем сознании не промелькнуло и мысли о том, чтобы заплакать и не пойти на работу. Ходила и, превознемогая боль, полола, полола, полола… Потом пришла пора сенокоса — косила, гребла, вязала снопы. А зимой пришлось ехать в лес на заготовку дров. Пилили вековые деревья: дрова были нужны и для правления колхоза, и для школы, и для «газурочки», а, значит, для теплохода и тракторов. А потом пришла война… Из семьи Анфизы на фронт ушли отец и брат. Жить стало намного труднее — есть хотелось всегда, даже во сне. Летом собирали саранки и ели клубни, зимой мыли картофельные очистки и жарили их на печи. Весной выходили в поле и собирали оттаявшие колоски. Не жили, а, как и вся страна, выживали… Война сделала своё дело — из 13 детей выжили только шестеро. Жили трудно, но унывать было нельзя – понимали: на фронте куда страшнее.

Из воспоминаний Анфизы Дмитриевны:

«Из одежды почти ничего и не было. Почти всегда бегали босоногими. А если в семье у всех детей были «чирки», то это считалось богатством. Но жили дружно. Вечером, после работы, и парни, и девчата собирались у нас в избе и при свете комелька вязали для фронтовиков носки и варежки, шили и вышивали кисеты. Солдаты с фронта писали нам письма, благодарили — мы были рады».

Война закончилась, жизнь понемногу стала приходить в привычное русло, но работы стало еще больше. Теперь повзрослевшая Анфиза работала молоканкой — принимала у доярок молоко. Да и дома хлопот прибавилось, а тут и юность пришла — так хотелось сбегать на танцы. Но танцы особо устраивать было некогда, а вот в художественной самодеятельности она участвовала с удовольствием. Прибежит с работы, поможет матери по хозяйству и — быстрей на репетицию. Там, в местном клубе, они пели песни, ставили пьесы на фронтовые темы. И блистали своими талантами перед односельчанами. И не только. Когда заканчивалась трудовая неделя, вся их многочисленная «агитбригада» выезжала «на гастроли». Правление выделяло трактор и сани, вся молодежь укутывалась в тулупы и ехала в соседние деревни: Синюшкино, Ригу… Да мало ли их было. Там они показывали концерт и в воскресенье возвращались в Омолой, чтобы утром снова пойти на работу. Анфиза и на работе любила запеть озорные частушки — так работалось веселее. А будущий муж был прекрасным гармонистом, и иногда вместо обеда они пели. Вот и спелись. Поженились. Переехали в Усть-Кут. Родили четверых детей. Только счастье её было недолгим — очень скоро после тяжелой болезни мужа не стало. Осталась Анфиза одна, с малышами на руках.

Из воспоминаний Анфизы Дмитриевны:

«Жить стало очень тяжело. Детей надо одеть, обуть, накормить. Работала и почтальоном, и на стройке маляром, и комендантом. Трудно было. Помогали песни. Эта любовь к песне и частушке сопровождала меня всю жизнь. Вот и сейчас хожу в хор ветеранов при ДК «Речники», в клуб «Общение».

Немногим позже при её непосредственном участии организовался ансамбль «Забавушка». Там собрались единомышленники, которые не просто любили народные песни, основными в их репертуаре были песни именно Усть-Кутского района. И главной собирательницей фольклора стала именно Анфиза Дмитриевна. Она помнила все песни, которые пели еще её мама и бабушка. Приходя на репетицию, она напевала мотив, переписывала слова и пела, пела, пела. Как у неё хватало на всё сил? Она уже тогда тяжело заболела, но виду не показывала, была всё такой же активной, доброй, участвовала во всех праздниках и каждому стремилась подарить частичку своего тепла.

Из воспоминаний Анфизы Дмитриевны:

«Люблю людей, чем могу — стараюсь быть полезной. На всё это нужны силы и здоровье. Слава Богу, пока всё это он мне даёт».

Она очень ждала своего 80-летнего юбилея. Готовила сценарий, мечтала, как в её доме соберутся самые близкие и родные люди. И как она вместе с ними будет петь… Болезнь оказалась сильнее. Её не стало этим летом, но каждый раз, когда на репетиции «Забавушки» запевают одну из её песен, им кажется, что она рядом, что также звонок её голос и также ясен взгляд родных лучистых глаз и слышится её задорное: «Ой, девочки, а давайте споём!»

Татьяна ЛАРИОНОВА.
Фото из архива Анфизы Дмитриевны.

   

   


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

    

Адрес статьи: http://lv.ust-kut.org/?2010/43/15432010.htm
При использованиии материалов сайта активная гиперссылка на газету Ленские ВЕСТИ обязательна.


Вернитесь назад
.

Яндекс.Метрика