Общественно-Политическая газета Ленские ВЕСТИ г.Усть-Кута и Усть-Кутского района.
lv.ust-kut.org

Читать статью на сайте ГАЗЕТЫ
    
Из воспоминаний земляков

"Прошлое не хаю. Им горжусь..."

Родилась я 27 марта 1930 года в селе Сполошино Киренского района. Семья наша была крестьянской, и жили мы вначале единолично. Был у нас участок пахотной земли и сенокос.

В 30-ые годы жизнь на селе менялась быстро. Когда в семь лет я пошла в школу, в селе был уже колхоз. И о грянувшей 22 июня 1941 года войне мы узнали сразу же: в колхозе был уже радиоприемник. А осенью, окончив четыре класса, я пошла в Петропавловскую семилетку. Но уже в сентябре её закрыли: учителями тогда были в основном мужчины, их призвали в армию и учить нас стало некому. Те, кто был постарше, пошли работать в колхоз, но и нас, малолетних, привлекали на копку картофеля, позже – на его переборку, а по вечерам – к изучению программы ПВХО. Так прошла первая военная зима.

Когда начались полевые работы, мы с ровесниками садили картофель, участвовали в прополке хлебов, но, пожалуй, самым трудным была прополка картофеля. Мы начинали работать в шесть часов утра. Потом был двухчасовой перерыв на обед, а заканчивался рабочий день часов в девять вечера. Был еще, правда, полдник, но полдничали мы обычно прямо на участке. И еще давали нам в июле (обычно в Петров день, 12.07) два дня отдыха, но потом направляли на сенокос. Поначалу нам доверяли только грести сено там, где это нельзя было сделать конными граблями и где что-то осталось после того, как сено скопнили. Но в 1943-1945 годах нас уже сгруппировали в звено, и мы работали наравне со взрослыми женщинами: и косили, и копнили, и сено возили, и за лобогрейкой ходили, и снопы вязали.

Надо сказать, что с сентября 1942 года были возобновлены занятия в Петропавловской школе, и я уезжала туда учиться. Учеников было мало, так как многих родители не отпускали в школу, ведь в колхозе некому было работать. Но и мы, школьники, помогали ему, зарабатывая в месяц по 30, а за лето порой и по 100 трудодней. Это было хорошее поспорье семьям, ведь на трудодни в конце года давали хлеб, деньги, продукты, а также сено и солому, которые нужны были скоту.

Весной 1945 года я заканчивала седьмой класс, и 9 мая нам объявили, что война завершена. Занятия, конечно, были отменены, и многие побежали домой в Сполошино. Мы с братом остались, побоявшись перебираться через реку, по которой еще несло лед. Помню торжественный митинг, общую радость и слезы многих женщин, близкие которых остались лежать в братских могилах. А у меня с окончанием войны закончилось и детство. Нас, пятерых, приехавший из педучилища преподаватель сагитировал поступать туда, а поехали учиться двое. Но набралось все же человек тридцать из разных сел. А в 1948 году я окончила педучилище и по своему желанию поехала в Усть-Кут.

Заведующая Усть-Кутского районо направила меня учителем в Скокнино, где я прожила 22 года. Но в 1971 году осталось всего три ученика, и школу нашу закрыли. Я перешла в отдел культуры и стала библиотекарем в Боярске, откуда в 1999 году и ушла на пенсию. В 2005 году по болезни приехала в Усть-Кут, дважды пришлось ложиться в больницу, а сейчас живу у потерявшей зрение сестры, помогаю ей. Вырастила сына и дочь, которые подарили мне четырех внуков и двух внучек. А теперь есть у меня уже и пять правнуков, шесть правнучек. Горжусь этим, горжусь прожитыми годами, и прошлое не хаю. То, что было за почти 80 лет, остается со мной.

Г. ТАРАСОВА,
труженица тыла.

   

   


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

    

Адрес статьи: http://lv.ust-kut.org/?2010/6/20062010.htm
При использованиии материалов сайта активная гиперссылка на газету Ленские ВЕСТИ обязательна.


Вернитесь назад
.

Яндекс.Метрика