Общественно-Политическая газета Ленские ВЕСТИ г.Усть-Кута и Усть-Кутского района.
lv.ust-kut.org

Читать статью на сайте ГАЗЕТЫ
    

Из числа детей войны

Тамара Семёновна Пинчук

Тем, чьё детство выпало на суровые годы Великой Отечественной, - уже за семьдесят, и бывшая учительница школы № 5 Тамара Семёновна Пинчук (в девичестве Нечаева) - тоже из числа детей войны.

- Когда фашисты напали на нашу Родину, - вспоминает ветеран, - мне было пять лет. У мамы - Веры Савватеевны Нечаевой была сестра Екатерина и три брата: Михаил, Иван и Константин. Двух последних я немного помню, а Михаила знаю только по единственной фотокарточке, которую он прислал, когда служил в Харькове и которую бабушка хранила, пока была жива. На ней Михаил в форме, туго подпоясан ремнём, а на боку - сумка. Родные говорили, что, судя по всему, был он разведчиком. Война началась, когда семилетняя служба подходила к концу, но его оставили в Харькове. После этого он родным ничего о себе не сообщал…

Как оказалось, это была не последняя и не единственная потеря для семьи. Был призван в армию и второй брат Веры Савватеевны - Иван. Попал он, как говорили родные, в самое пекло - под Сталинград, и они каждый день спешили в сельсовет, чтобы послушать сводки с фронта. Сначала от Ивана приходили письма - треугольники, а потом почтальон принёс извещение: "Иван Савватеевич Нечаев пропал без вести…"

- Почтальон у нас была новенькая, - рассказывает Тамара Семёновна. - Не знала она, что похоронки и извещения надо оставлять в сельсовете. Их обычно вручали родным, а не матери (тем более, если все на работе, и она дома одна). Но тут вышла промашка: извещение вручили моей бабушке - Арине Алексеевне Нечаевой. И хотя называли её в селе героической бабушкой, слёз, рёву и крику было столько, что сбежались люди со всей улицы…

Сохранялась, наверное, в глубине души надежда, что, может быть, произошла ошибка, может быть, всё будет хорошо, но материнское сердце чуяло беду. Ни о Михаиле, ни об Иване не поступало никаких сведений, а вскоре перестали приходить письма и от третьего сына Арины Алексеевны - Константина, который был участником Курской битвы. Работала она, как и все, для Победы, ждала её с затаённой надеждой, что кто-то из сыновей вернётся в родной Качугский район. Но чуда не произошло: все трое погибли на полях сражения Великой Отечественной.

- Бабушка не очерствела душой, осталась доброй и отзывчивой, - с благодарностью говорит Тамара Семёновна, - бережно хранила она в коробочке на полке фотографии и письма сыновей. Когда я подросла, перечитывала ей их, до сих пор жалею, что не взяла на память хотя бы два - три. Теперь же бабушки давно нет, но я храню о ней добрую память. Сколько её помню, она всегда работала и помогала растить нас, внуков. А время было трудное. Когда в 1943 году я пошла в первый класс, одежду детям перешивали из старой, взрослой. Портфелей не было - носили разные сумки. Трудно было с бумагой, и писали на газетах. Чернила делали для нас родители. Их разливали по чернильницам - "непроливашкам", а писали мы перьевыми ручками. Учебников было мало, и по одной книге занимались несколько учеников по очереди…

Запомнилась Тамаре Семёновне её первая учительница - Надежда Константиновна Мазалевская. Закончила она курсы, приехала в колхоз "Заря" и вела уроки, в том числе физкультуры. В школу год ходила в военной форме: зелёная гимнастёрка, подпоясанная ремнём, на ногах - сапоги. Занятия начинала с построения, где дежурные проверяли внешний вид, и была строгой, но справедливой.

- Жизнь на селе всегда была трудной, а в войну - особенно, - отмечает Т.С. Пинчук. - Взрослые от зари до зари работали в поле и на сенокосе. Вечерами вязали варежки и носки, сушили на противнях в русских печках картофель, чтобы отправить всё это на фронт. Мы, дети, как могли, им помогали, делали всё то, что было нам под силу: и картошку перебирали, и колоски собирали, и в доме по хозяйству помогали управляться. Но нас не только работой нагружали, а иногда (правда, редко) праздники нам устраивали. Запомнилась мне первая и единственная для меня за все школьные годы ёлка. Поставили её прямо в середине класса. Была она пышная и до потолка! Украшали ёлку игрушки, сделанные из ваты и посыпанные блёстками, бусы из бумаги, гирлянд, конечно, не было, как не было почему-то и Снегурочки. Под ёлкой стоял Дед Мороз, а мы вокруг неё водили хороводы. Были организованы также игры, нам сделали небольшие подарки и напоили чаем. В старших классах такого уже не было…

Девятого мая у семьи Нечаевых, как у миллионов советских людей, был "праздник со слезами на глазах". Запомнилось Тамаре Семёновне, что в этот солнечный день на улицу высыпало много народа, среди которых были и люди в военных шинелях с красными повязками. Ликованию не было предела, и всё словно стали друг другу родными: обнимались, целовались, плакали вместе с теми, у кого близкие ушли на фронт и не вернулись. Но праздник прошёл, снова начались трудные крестьянские будни. Скрашивало их, что из армии всё чаще стали возвращаться солдаты, которые приходили и в школу, рассказывали о пережитом. Сама школа тоже менялась: в ней потребовалось открыть пятый класс. В селе, кроме того здания, где в войну проводились занятия, было и второе, но запущенное. Организовали субботники и за неделю превратили его в светлую и просторную школу.

- До сих пор помню её директора - Михаила Матвеевича, его жену - Любовь Ивановну, учителя русского языка Антонину Ивановну Белоусову. Класс у нас был большой, много оказалось в нём переростков, но наши учителя, которых отличало мастерство и тактичность, успешно справлялись с задачами. Я лично им очень благодарна…

Не исключено, что пример тех, кого назвала Тамара Семёновна Пинчук, предопределил и её жизненный путь. Она стала учителем, 30 лет отдала работе в школе № 5 города Усть-Кута. Её судьба тесно связана с этим учебным заведением, с нашим районом.

- Я, - говорит Тамара Семёновна, - храню память о своих родственниках, о всех людях военного времени, которых знаю. Крепкие и сильные, они смело шли в бой; не жалея себя, сражались за Родину или трудились в тылу. Всегда старалась привить глубокое уважение к ним и тем, кого учила. Считаю, что мы не должны, не имеем права забывать тех, благодаря кому сегодня, собственно говоря, и живём…

Такова позиция, таково жизненное кредо учителя, ветерана труда Тамары Семёновны Пинчук, которую вы видите на снимке и которая в октябре 2010 года отметила своё 75-летие.

В. ВЛАСОВА,
председатель совета ветеранов школы № 5.

   

   


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

    

Адрес статьи: http://lv.ust-kut.org/?2011/14/17142011.htm
При использованиии материалов сайта активная гиперссылка на газету Ленские ВЕСТИ обязательна.


Вернитесь назад
.

Яндекс.Метрика