Общественно-Политическая газета Ленские ВЕСТИ г.Усть-Кута и Усть-Кутского района.
lv.ust-kut.org

Читать статью на сайте ГАЗЕТЫ
    
Воспоминания

36 незабываемых лет

Моя девичья фамилия Шахова. Родилась я 10 августа 1929 года в деревне Листвянка Больше-Улусийского района Красноярского края. В семье было пятеро детей: Миша, Федя, Нина, Зина и Маша. Папу звали Никита Павлович, а маму - Евдокия Борисовна. Жили в деревне, потом переехали в Ачинск, купили дом, половину которого отдали маминым родителям. Девчонки спали на русской печи (сейчас бы полежать!) парни - на одной кровати, а на другой - мама с папой. Все в одной комнате, без перегородок и ширм. Жили, конечно, тесновато, но очень были дружными. Небольшой огород кормил две семьи…

Мы ходили в школу, папа работал на пимокатном заводе. Мама - инвалид, не работала, занималась хозяйством. В 1940 году взяли в армию старшего брата (а служили в то время три года!) Служил он в Бресте… Училась я плохо: много ошибок делала в тетради по русскому языку. Однажды после уроков учительница спросила меня, много ли я читаю книг. А я отвечаю: "Нет у нас дома ни одной книжки". На другой день Валентина Ивановна принесла мне книгу сказок и сказала: "Читай, не торопись, проговаривай правильно слова, и они отложатся у тебя в памяти. Не будешь делать ошибок." С того памятного дня я прочитала много книжек, которые приносила мне учительница… Я и сейчас люблю читать. Не могу представить себя без чтения. Спасибо моей первой учительнице за душевное тепло и веру в мои способности.

1941 год пришёл, когда мне было всего 12 лет. До нас сначала не доходили отголоски войны. Но вот пришли первые похоронки. То в одном доме, то в другом плакали вдовы и ребятишки…

Старший брат Миша служил в Бресте. А после того, как фашисты напали на нас, от него не приходило ни одной весточки. Папа ушёл на фронт и воевал на Ленинградской земле, был тяжело ранен, лечился в госпитале, потом долго не писал… Позднее пришло извещение, что наш папа Шахов Никита Яковлевич пропал без вести. Это значит, никаких пособий за него нам не полагается. Больше мы своего отца не видели и ничего о нём не слышали. Долго ничего не говорили маме, готовили её к этому страшному известию. Когда сказали, она не плакала, но на неё было страшно смотреть. Украла нашего кормильца беспощадная война…

Брат Фёдор пошёл в артиллерийское училище в 1942 году, а после его окончания был командиром артиллерийского расчёта в Курске. Получили мы письмо-треугольник от товарищей нашего Феди. В нём они рассказали, что прямо в их расчёт было прямое попадание… В братской могиле похоронили то, что удалось собрать от нашего любимого брата и его боевых друзей… Потом пришла похоронка и аттестат на право получения 40 рублей, и мама до конца своих дней получала эти Федины деньги…

Наша жизнь не была лёгкой. Хлебушек давали по 200 граммов на неработающих. Зимой мы учились в школе, а с мая начинали работать в колхозе. Прополка зерновых и овощных культур, сеноуборка, копка картошки, чистка зерна… Работали до октябрьских заморозков. А потом — опять на учёбу. В колхозе хоть кормили, а вот дома-то и поесть порой было нечего: всю траву, крапиву, лебеду вокруг дома съедали. Я стала много читать, а с керосином для лампы было очень трудно. Мама ругала меня за ночное чтение, а я приспосабливалась читать при свете полной луны или при открытой дверце печки.

Приходилось нам с сестрой за 10 километров ходить на колхозные поля, где весной вытаивала неубранная картошка. Приносили её домой и радовались… А её картошкой-то не назовёшь: промороженная, маленькая, грязная. Помоем её, сварим, истолчём, сделаем лепёшки и жарим на сковородке, смазанной солидолом… Не да Бог никому отведать такой "вкуснятины"! А "хлебные очереди"! Такие огромные, что замерзаешь насквозь, пока достоишься до своих 200 граммов на неработающего… А баня… Воду носили из речки на коромысле. Топили русскую печь. Собирала мама золу, заваривала её горячеё водой, настаивала, процеживала и давала нам для умывания и стирки. Это было наше мыло…

Недалеко, где-то километрах в трёх от нас, проходила железная дорога. Товарные поезда везли на фронт жмых для корма лошадей. Мы просили у солдат, и они давали нам по горсточке жмыха: видно, наши лица вызывали у них жалость…

Вот так и дождались конца войны. Радость неописуемая была. А тут ещё и старший брат Михаил нашёлся, который в Бресте служил. Был в окружении. Вышел, попал в партизанский отряд, два раза был под расстрелом у немцев, спасали свои, партизаны. Вернулся он домой, совсем немного пожил и умер…

Так война прошлась по моей жизни, оставив незаживающие раны от потери близких, дорогих мне людей. В 1945 году я закончила 8 классов и поступила в элеваторный техникум Министерства заготовки СССР. Сестра тоже окончила этот техникум, а потом получила назначение в Узбекистан. Я так радовалась поступлению в техникум! Там полагалось уже не 200, а 400 граммов хлеба на студенческую карточку! Несу домой хлеб… Завернула его покрепче - и за пазуху! Идти далеко, а хлеб так вкусно пахнет… Попробовать бы! Пока дошла до дома - хлеба не осталось. А дома мама и сёстры ждут. Призналась, что съела по дороге… И мама взяла ремешок и отстегала меня. Бьёт она свою нерадивую голодную девчонку, а сама слезами заливается и приговаривает: "Помни, дочь, мы тоже есть хотим". Я зареклась больше не есть паёк, а нести его домой, пусть понемногу, но всем, а не мне одной. Мне, кажется, я до сих пор чувствую те удары и слышу мамины слова, вижу горькие материнские слёзы… На всю жизнь дала мне урок: помогай людям! Так теперь и живу.

В 1949 году я окончила техникум, вскорости вышла замуж за Бондаренко Петра Никитича, сменила фамилию. По специальности техник-технолог была направлена на Бийский пункт заготзерна заведующей лабораторией. В 1951 году родилась моя первая доченька Галочка, а в 1953-ем — Танечка. Мама приехала погостить, да так и осталась жить с нами. Я так благодарна ей, что она помогла вырастить детей. Я работала уже заведующей Кировским подсобным пунктом (в СССР зерно сдавали государству). Деревенька была у нас красивая, место на берегу Енисея, напротив Шушенского. Мужа перевели на другое место работы, и мы всей семьёй поехали на Север. С маленьким сыночком Володей и дочками мы ехали поездом до Усть-Кута, потом на пароходе до Сангар. От Сангар до места работы ехали на барже. А Лена широченная! Красота!

Было в том году наводнение, и мы прямо к дому подплыли. Не боялась я никакой чёрной работы. Была кочегарам, рабочей, уборщицей… Потом стала инспектором отдела кадров, научилась работать на пишущей машинке, готовить различные документы. Всё пригодилось в жизни!

Поработали до окончания трудового договора и решили переехать в Усть-Кут. Работы по специальности не было. Предложили мне идти завхозом во вторую школу. Это была СУДЬБА! На моём пути встретились прекрасные люди: Нектарий Константинович Марков, Александр Кириллович Воронин, Валентина Иннокентьевна Агеева, Пётр Семёнович Петухов, Николай Семёнович Лазарёв… Как интересно и легко мне работалось в школе! Сама не заметила, как из завхоза превратилась в учителя домоводства и трудового обучения. Наши мужчины были не очень практичны. Помню, однажды Александр Кириллович попросил меня застеклить рамы. Сделала! Я многому научилась: стеклить, строгать, батареи менять, стены штукатурить… Когда Галя оканчивала школу, её надо было определять на учёбу, а денег не было. Попросила я директора дать мне работу по нарядам и полностью привела в рабочее состояние здание деревянной школы: обила дранкой, поштукатурила, побелила три больших кабинета, коридор, подсобку… Всё - за 320 рублей! А Галя моя поступила учиться в Ленинграде. (Сейчас сама она преподаёт в университете).

Дети в школе были добрые и трудолюбивые. Наша теплица работала весь год, даже зимой радовала свеженьким лучком и укропчиком. А сколько рассады мы выращивали перед наступлением лета! А каким ярким и необычным был наш пришкольный участок! Тридцать шесть незабываемых лет прожила я в своей родной школе… Работала и с коррекционными классами. И никогда ни один ребёнок не сказал мне: " Не хочу! Не буду работать!" Может быть, потому, что и я никогда не стояла в сторонке, а всегда трудилась рядом.

После смерти мужа и сына я не сломалась, жила интересной, насыщенной жизнью. Встретила человека, который стал мне надёжным другом, любимым мужем. С Николаем Васильевичем мы прожили вместе много лет. Мои дети и внуки полюбили его, а его дети считают меня своей родной матерью.

В жизни было всего помаленьку: и плохого, и хорошего. Вырастила практически одна троих детей. Только Володе Бог жизни не дал долгой, и детей от него не осталось. А дочери - материнская гордость моя. Взрослые дети Николая Васильевича - Таня и Володя - тоже родные мне люди. Особенно сблизила нас общая беда - уход из жизни нашего любимого человека. Они часто звонят мне, приезжают… "Ты наша бабуля. Смотри, не болей, ты нам нужна"…

Я и сама знаю, что нужна моим семерным внукам и семерым правнукам! Я так сильно их всех люблю! Если бы можно было начать жизнь сначала, не изменила бы ничего,…Я счастливый человек.

… Зинаида Никитична не подавала документы на признание её труженицей тыла. Но вся её жизнь - пример добросовестности, скромности, самоотдачи в работе, пример бескорыстной материнской любви. Один из бывших выпускников школы А. Гультяев, узнав, что готовится материал о Зинаиде Никитичне, сказал: "Она - профессионал высшего класса. Профессионал - человек!"

Награды её многочисленны: грамоты школьные, городские, областные, республиканские. Человек, не получивший педагогического образования, награждён двумя грамотами Министерства просвещения РСФСР: в 1971 году - за работу в качестве заместителя директора школы по хозяйственной работе и в 1985 году - за высокое качество учебно-воспитательной работы. Звание победителя социалистического соревнования, ветерана труда, ударника коммунистического труда по праву принадлежат Зинаиде Никитичне Бондаренко, Учителю, Человеку, Великой Труженице.

Воспоминания записали
члены совета ветеранов школы №2.

   

   

Лунич Зинаида 2011-03-04 21:09:31
Я знаю лично этого замечательного человека. Много лет она была нашей соседкой. Дай бог ей здоровья .Мы ее любим и гордимся что очень доягое время жили рядом с этим прекрасным человеком

[Ответить] [Ответить с цитатой]
↑ +4 ↓
Светлана Антипина 2011-04-03 01:40:57
Этот замечательный человек - наша бабушка.
Мы очень гордимся ею!

[Ответить] [Ответить с цитатой]
↑ +1 ↓
Лунич Василий 2011-06-01 12:05:58
Это просто золотой человечек. Наша соседка. Так сложилась судьба.что мы много лет , жили рядом с этой замечательной женщиной. Великой труженицей. Добрейшим человеком.А какие замечательные цветы она выращивает!!!! Здоровья ей ! Долгих лет жизни. И сейчас мы часто вспоминаем нашу Никитичну. ЕЕ добрые советы. Мылюбим Вас Зинаида Никитична. Долгих лет жизни.

[Ответить] [Ответить с цитатой]
↑ +1 ↓

Страницы: [1]

Оставить комментарий

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

    

Адрес статьи: http://lv.ust-kut.org/?2011/4/19042011.htm
При использованиии материалов сайта активная гиперссылка на газету Ленские ВЕСТИ обязательна.


Вернитесь назад
.

Яндекс.Метрика