Общественно-Политическая газета Ленские ВЕСТИ г.Усть-Кута и Усть-Кутского района.
lv.ust-kut.org

Читать статью на сайте ГАЗЕТЫ
    

"Да разве об этом расскажешь, в какие ты годы жила!"

О ветеранах отдела культуры и микрорайона “Речники” написано мною немало, а сегодня решила написать о судьбе своей мамы - Сивокиной Марфы Алексеевны.

Семья в 1935 году, с семью детьми, по вербовке приехала в Сибирь, сначала жили в Черемхово, родители работали на шахте. Вербовщики обещали нормальные условия для жизни, на деле дом был сырым, холодным, наполовину врытым в землю, тяжелая работа. Прожили здесь недолго: мама тяжело заболела малярией и врачи посоветовали сменить климат. Переехали на Бирюсу в Нижнеудинский район, где и встретили войну.

Война прошла через нашу семью: отец - Сивокин Михаил Алексеевич - участник войны (ушел из жизни в 2006 году), о нем писали не раз в "Ленских вестях", есть статья в сборнике "Я сделал для Победы все, что смог…". Старший брат мамы Алексей погиб в июле 1944 года.

Мужчины и женщины уходили на фронт, во многих домах заколачивали окна. Отца мамы мобилизовали под Москву на сооружение окопов, больше от него не было никаких известий. Брат Алексей ушел на фронт добровольцем, после митинга они шли пешком до Нижнеудинска. В боях под Москвой брат был ранен, после госпиталя вернулся домой в отпуск голодный, худой, грязный, завшивленный, передохнул и снова на фронт. Потом пришла похоронка, что рядовой Хорохордин Алексей Алексеевич погиб 7 июля 1944 года, о месте гибели нам неизвестно. На сайте "Мемориал" Министерства обороны есть скупые строчки о том, откуда призван в армию, последнее место службы и дата гибели.

Когда началась война, моя бабушка Федосья Ивановна работала на лесозаготовках, где обмораживала ноги, затем печником в больнице, у нее сильно болели ноги. В больнице лечащий доктор Анна Ивановна, у которой муж погиб, не доехав до фронта, попросила у бабушки одну из дочерей в няньки. Так маме пришлось идти после четвертого класса в няньки: у докторши было двое маленьких детей и букву "р" они не выговаривали, и стали звать маму Людой. Это имя осталось надолго, отец всегда звал ее Люсей.

Бабушку после болезни устроили работать в больнице сначала уборщицей, потом поваром. Нечего было надеть, есть тоже нечего, варили манную кашу, получали сухую картошку. Брат Иван заболел менингитом и умер. Бабушка была неграмотной, научилась только расписываться, но все окружающие любили общаться с нею, она знала много смешных, интересных историй, анекдотов, присказок. Соседка, работавшая на хлебозаводе, иногда приносила ей хлеб, а деньги не брала, говорила: "Вы мне лучше расскажите что-нибудь интересное". Когда я училась в пединституте, то с учебниками было трудно, и контрольную по диалектологии написала с помощью бабушки.

В 1943 году семья с пятью детьми переехала в п. Жигалово. Добирались из Нижнеудинска через Иркутск, ехали на полуторке, везли с собой мешок орехов, тот год был урожайным. Бабушка с мамой стали работать на пристани, а жить было негде. Сначала поселились на квартире, потом в гараже, а после получили комнату. Осенью отправляли в села на уборку картошки, молотьбу, там давали молоко и сметану, а кто оставался работать в ночь, получали мясное блюдо. Бабушке приходилось работать, чтобы содержать семью, на пристани работа была нелегкой: ремонтировали карбаса, были грузчиками, а когда пристань взяла участок, она руководила овощеводческой бригадой.

Маме было шестнадцать, когда ее и других подростков отправили от пристани на строительство затона ниже Киренска, а оттуда - на Маму заготавливать дрова для пароходов. Работали на Витиме, река внезапно замерзла, пришлось остаться зимовать. В лесу построили зимовье и продолжали готовить дрова. Одежды и обуви сменной не было, промерзали до костей, а весной мама провалилась в горячие ключи и у нее стали опухать суставы. Пешком добралась до поселка Мамы, где долго пролежала в больнице, здесь и встретила День Победы.

"Как мы только выжили?!- говорит мама.- Помню, пришли копать картошку на огороде пристани, старый дед охранял посадки. Руководитель говорит: “Смотри хорошо, дед, чтобы не вздумали картошку печь на костре”. А в бригаде работала внучка этого охранника, она сказала деду, чтобы шел и сидел и говорил, что ничего не видел.

Старшая сестра Варя простудилась на копке картошки и умерла в 1947 году. В этом же году мама встретилась со своим будущим мужем на пароходе "Горняк", куда ее взяли на работу поваром. Вскоре они поженились. Здесь, в Жигалово, родились сын и две дочери.

Пять лет прожили в г. Киренске, а с 1961 года - в Усть-Куте, свою жизнь связали с речным пароходством, - отец ходил на судах 33 года, мама вместе с ним - проводником и поваром, а четверо детей оставались с бабушкой, которая переехала из Жигалово к нам. Она получала пенсию за погибшего сына сначала пять рублей, потом одиннадцать и двадцать один рубль в последние годы. Много лет перед уходом на пенсию мама работала приемосдатчиком в Осетровском речном порту. Пять внуков и восемь правнуков - такое вот богатство. Здоровье, конечно, подводит в последнее время. Не забывают ее коллеги по работе, совет ветеранов порта, районный совет ветеранов, коллектив Усть-Кутского филиала НГАВТ, где они работали с отцом, будучи на пенсии, да и доктора ЦРБ всегда оказывают помощь. Из сестер и братьев мамы никого уже нет в живых

4 июля у мамы юбилей - 85 лет. От всей многочисленной родни поздравляем дорогую и любимую мамочку с этой датой! Желаем здоровья, любви, внимания и заботы со стороны близких и родных!

Т. Крутько.

   

   


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

    

Адрес статьи: http://lv.ust-kut.org/?2012/25/11252012.htm
При использованиии материалов сайта активная гиперссылка на газету Ленские ВЕСТИ обязательна.


Вернитесь назад
.

Яндекс.Метрика