Общественно-Политическая газета Ленские ВЕСТИ г.Усть-Кута и Усть-Кутского района.
lv.ust-kut.org

Читать статью на сайте ГАЗЕТЫ
    

Возвращаясь к напечатанному

Нужен памятник репрессированным

В своём материале "Время собирать камни" ("ЛВ" №24 от 26.06.2012 года) я уже писала, что, занимаясь родословными Красноштановых, Нетёсовых, Арбатских, которые жили на Лене в деревне Казимировой, сёлах Красноярово и Улькан, мы столкнулись с необходимостью окунуться в историю. Выяснилось, что уже более трёх столетий жители названных селений живут невдалеке друг от друга. За это время они не один раз породнились друг с другом, выдавая своих дочерей замуж в другое село или наоборот беря в жёны девушек из других сёл и деревень. В середине XVIII века, например, дочь Петра Гавриловича Нетёсова - Ульяна Петровна - была выдана замуж в Улькан за Григория Алексеевича Красноштанова. Моя бабушка по отцу, урождённая Красноштанова из д. Казимировой, в 1914 году вышла замуж за моего деда Иллариона Иннокентьевича Нетёсова из села Красноярово. Моя бабушка по матери родилась в Улькане и носила фамилию Арбатская. По большому счёту все Красноштановы, Нетёсовы, Арбатские - являются между собой родственниками.

За более чем трёхсотлетнюю историю названных сёл много воды утекло в Лене, много произошло в них событий. Люди рождались и росли, учились жизни у старших, любили, страдали, болели и умирали. Много детей унесли эпидемии кори, дифтерии, скарлатины, а малыши до года умирали от родимца, младенческой болезни (что это - я точно не знаю) и тоже от дизентерии. У моего прадеда Иннокентия Николаевича Нетёсова из 12 умерли девять детей! Трое из них в течение двух месяцев 1898 года "сгорели" от скарлатины. Взрослые умирали от дифтерии, туберкулёза, воспаления лёгких. Женщины довольно часто погибали во время родов. Но при отсутствии должной медицинской помощи иначе и быть не могло.

Другое дело - век двадцатый, когда в мирное время неизвестно за что забирали людей, увозили туда, откуда они не возвращались никогда. Это было во время репрессий: с 1921 по 1956 годы, когда страна потеряла два миллиона человек! Особенно большая беда пришла в сёла в период коллективизации, в 1930-31 годы. Зажиточных крестьян, так называемых кулаков, вместе с семьями выселяли из домов, забирая у них всё нажитое непосильным трудом, и увозили на Тунгуску. Там они, как я уже писала, сами строили карбаса, грузили свои немудреные пожитки, собирали детей и плыли вниз по течению до самого Енисея, а часть крестьян с семьями были сосланы в Якутию. Были и такие, кто не принял коллективизацию и, не дожидаясь раскулачивания, добровольно снялся с места, уходил или уплывал на плотах, построенных из разобранных домов. Добирались они до Киренска или Якутска, продавали разобранный дом (а дома в городе пользовались спросом), садились на пароход и плыли к родственникам, знакомым или забирались туда, где, по их представлению, можно было спрятаться от "карающей руки". Например, семья Никифора Васильевича Арбатского на плоту доплыла до Якутска, забрав с собой даже лошадей. Продав плот, она уехала на Алдан, за тысячу километров от Якутска. Там старики и доживали свой век.

В 1937-39 годах деревни ещё раз "опустошили" по части мужского населения. Кого-то арестовали и увезли в Киренск, кого-то в Иркутск, и родные долгие-долгие годы ничего не знали о судьбе близких людей. Только в 90-е годы стали появляться в печати сведения о них, и теперь известно, что с ними случилось. Так называемыми "тройками" их осуждали на разные сроки или давали высшую меру наказания - расстрел. Почти все, кто попал в органы НКВД, уже не вернулись. А оставшимся дома выпали чёрные годы неизвестности. Они не могли сходить на могилки родных им людей, положить там цветы в знак памяти о них. И сегодня по сути мало что изменилось. В нашей стране много памятников: погибшим в Великой Отечественной войне, воинам-афганцам и т.д. Это правильно. Это реализация лозунга: "Ничто не забыто, никто не забыт". Есть и другие памятники. В Геленджике, например, памятник учёному коту, который "ходит по цепи кругом", в Иркутске - памятник туристу, кстати, на той самой улице Литвинова, где находится здание бывшего НКВД. А кто и где видел памятники тем, кого не стало в страшные годы репрессий? На память приходит только Мемориал в Пивоварихе, под Иркутском. До него, тем более с Лены, добраться проблематично. В Киренске, правда, на братской могиле стоит православный крест и находятся памятные доски. Но очень верно сказала о репрессированных Татьяна Анатольевна Непомнящих - внучка Кузьмы Харлампиевича Нетёсова: "Где спят они, там памятников нет, на взлёте пуля жизнь им оборвала…" Именно так чаще всего обстоит дело. И мы подумали, а почему бы нам - краснояровцам, казимировцам, ульканцам - не поставить памятник своим репрессированным землякам? Улькана уже почти нет, в Казимировой люди не живут более 30 лет, но Красноярово пока ещё живо. Вот там, возле памятника погибшим в Великой Отечественной войне, под тенью берёз и тополей новому памятнику и быть бы! Уже есть пока неполный список раскулаченных и репрессированных жителей трёх названных населённых пунктов. Мы ведём поиски, но они - в самом начале. А хотелось бы, пока ещё живы хоть какие-то родственники, узнать как можно раньше и по возможности больше о наших земляках, пострадавших или погибших в результате произвола тогдашней власти. Мне, повторю, можно написать письмо по адресу: 666702, Иркутская обл., г. Киренск, ул. Партизанская 27, кв. 10.

Есть и электронный адрес: karelinagalina@mail.ru; а можно позвонить по телефону: 8-964-104-90-67.

Обращаемся ко всем заинтересованным лицам с просьбой присылать эскизы, рисунки будущего памятника, письма с предложениями и рассказами о ваших родных, копии фотографий. Уверяем, ни одна строчка не пропадёт зря, так как собирается материал для книги о Красноярово и краснояровцах, а также их родственниках из других деревень. Сооружение памятника, конечно, требует денег, но существует многовековая традиция - на особо важные дела собирать их всем миром. Мне кажется, что поставить памятник безвинно пострадавшим землякам - именно такое дело. И в Киренском отделении Сбербанка уже открыт счёт: 42307810918098008290 на имя Карелиной Галины Степановны. После того, как начнут поступать эскизы, рисунки и проекты памятника, мы устроим их обсуждение, а потом будет выбран самый лучший, самый достойный. Но сбор средств надо начинать сейчас, так как цены растут, да и время не ждёт. Заверяем, что вся работа по реализации высказанной идеи будет вестись в условиях полной открытости и гласности.

Г. КАРЕЛИНА,
жительница Приленья.

   

   


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

    

Адрес статьи: http://lv.ust-kut.org/?2012/26/04262012.htm
При использованиии материалов сайта активная гиперссылка на газету Ленские ВЕСТИ обязательна.


Вернитесь назад
.

Яндекс.Метрика