Общественно-Политическая газета Ленские ВЕСТИ г.Усть-Кута и Усть-Кутского района.
lv.ust-kut.org

Читать статью на сайте ГАЗЕТЫ
    

Ганка

Валентина МИШИНА

Ганке четырнадцать лет, она похожа на подростка: маленькая, бойкая, весёлая, задорная. У неё слегка вьющиеся тёмные волосы, большие серые глаза, алые губы. Ганка обещает быть красавицей - но это потом. А пока она дружит с мальчишками и своими затеями удивляет всё хуторское население. Единственная её подруга Марийка живёт неподалёку. Она одна знает почти обо всех выходках своей башковитой подруги, участвует в некоторых сама и, что немаловажно, умеет хранить тайны.

Ганку очень любит отец. Она - его единственная дочь и похожа на него. Три старших сына в мать - спокойные, степенные. Отец многое прощает своей смышленой дочери, потакает ей. Но иногда и его терпению приходит конец. Тогда он снимает ремень или берёт хлёсткий кнут… Ганка на некоторое время становится шёлковой. Но её кипучая энергия в это время никуда не девается, она просто концентрируется в Ганкиных мозгах, и там зреют особо дерзкие планы. И Ганка не была бы Ганкой, если бы не воплощала их в жизнь!

Отец работает полеводом и иногда в воспитательных целях отправляет свою непутёвую дочь на работу. Но без приключений не обходится и там. Казалось бы, ну что может случиться с человеком, когда он мирно пасёт телят? Не тут-то было! Любопытная Ганка решает добыть мёду в осином гнезде…. Долго потом ей пришлось мокнуть в речке, а вечером с распухшим лицом молча идти домой, слушая насмешки младшего населения хутора…. На этом её карьера пастуха и закончилась.

В колхозе, где работает отец, выращивают на поле коноплю. Потом её скашивают, замачивают, сушат и увозят в "гуральню" - там из неё делают волокно. Из этого волокна изготовляют полотно. Однажды отец, опять же в воспитательных целях, отправил свою дочь замачивать с женщинами коноплю в речке. Так как Ганка очень боялась пиявок, она надела на себя старые отцовские штаны, рубаху и валенки. Рукава и штанины завязала верёвочками и в таком "живописном" виде появилась на работе. Все по достоинству оценили её наряд, и под смех и шуточки женщин несчастная Ганка полезла в воду. Но как только вода стала просачиваться в валенки, ей показалось, что там шевелятся пиявки, и наша "труженица" с визгом выскочила на берег, срывая с себя штаны и валенки. Смеху и шуточкам женщин не было конца. Бедная Ганка еле доработала (если это можно было назвать работой) до обеда. А в обед мать, придя домой, взмолилась:

- Яков, убери дочку от нас! Мало того, что от неё самой нет никакого толку, никто же из-за неё работать не может!

Отец сжалился над своей любимицей, но долго ещё подшучивал над ней и называл трусихой.

Как-то после очередной взбучки в голове у Ганки созрел новый план. Но в этот раз она не стала посвящать в него никого, даже свою верную подругу Марийку. Новая затея касалась яблони, которая росла рядом с хатой, где та жила вместе со своими родителями и глуховатым дедом Мусеем. На этой яблоне, на зависть всем хуторским ребятишкам, парням и девчатам, росли-красовались румяные яблочки. Их почему-то называли "райскими". Чтобы ни у кого не возникло желание полакомиться ещё незрелыми яблоками, хозяева на ночь под деревом привязывали старого пса Бублика. Но зная, что он лает на чужих только в присутствии хозяев, показывая тем свою преданность, там же под деревом стал ночевать и дед Мусей.

Неугомонной девчонке очень хотелось удивить всех парней и девчат, угостить их запретными яблоками. В Ганкиной умной голове были чётко разработаны все детали нового мероприятия. Оно было не из лёгких, но Ганка - девчонка упрямая и, если чего-то хотела, добивалась обязательно. Она тайком стала прикармливать Бублика сухарями, разговаривать с ним, подходить близко и даже трепать его за уши, гладить. Если бы перед ней не стояла главная цель - яблоки, Ганка запросто могла попробовать прокатиться на собаке верхом…. Короче говоря, она добилась поставленной цели - Бублик стал принимать её как свою.

И вот однажды, когда молодёжь собралась на посиделки, Ганка пришла почти с полной корзиной румяных, душистых яблок и щедро угостила всех.

- Где ты их нарвала?
- Места надо знать, - ответила Ганка.

Марийка подозрительно покосилась на подругу:

- Не с нашей ли яблони?
- Да ты что? Разве только у вас такие яблоки растут? Может, я в село ходила! Сама посмотри - эти яблочки мельче и запах у них другой.
- И то правда, - согласилась подруга.

Рано утром слышал весь хутор, как ругался дед Мусей:
- Это надо же - все яблоки внизу оборвали! Узнаю, кто из парней это сделал, кнута не пожалею!

Его внучка в это время думала: "Это - не парни! Я догадываюсь, кто это сделал. Только интересно узнать - как?!"

…А однажды Ганка принесла на посиделки полные карманы незрелых яблок и стала угощать ими всех желающих. Желающие полакомиться нашлись, но съесть даже одно яблоко было непростым испытанием: вкус этих плодов напоминал что-то среднее между уксусом и горчицей.
- Как ты их ешь?

- Вкусно. А что? - удивленно спросила Ганка. В разных карманах у неё оказались разные на вкус яблоки. Спасибо тетке Параске, что посадила разные яблони рядом!...

Когда Ганке исполнилось шестнадцать с половиной лет, началась война. Пришли немцы и девушку отправили на принудительные работы в Германию. Благодаря своему характеру, она стала всеобщей любимицей среди тех, кого постигла та же участь: могла найти выход из трудной ситуации, старалась развеселить подруг, делилась последним сухарем с еще более голодными. И потом, после войны, в её жизни было много трудностей. Но все, кто её знал, не видели её плачущей и не слышали жалоб на свою судьбу. Остаётся сказать, что Ганка - моя мама.

   

   


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

    

Адрес статьи: http://lv.ust-kut.org/?2012/32/18322012.htm
При использованиии материалов сайта активная гиперссылка на газету Ленские ВЕСТИ обязательна.


Вернитесь назад
.

Яндекс.Метрика