Общественно-Политическая газета Ленские ВЕСТИ г.Усть-Кута и Усть-Кутского района.
lv.ust-kut.org

Читать статью на сайте ГАЗЕТЫ
    

"Ленским вестям" - 75

Спасибо профессии, спасибо героям

Я попала в эту газету - тогда, в середине семидесятых, она называлась "Ленский коммунист" - нежданно-негаданно. Еще вчера благополучно и спокойно сидела в кресле главного редактора многотиражки Иркутского авиазавода, и вдруг - вызывают в сектор печати обкома партии, задают какие-то вопросы…

-А о чем, собственно, речь?
-Да вот, подыскиваем журналистские кадры - надо на БАМ отправить какого-нибудь боевого парня…
-Так и отправьте меня! Правда, я не парень… - почти не задумываясь, выпалила я.
-А-а-а… вы семейный человек?
-Своей семьей обзавестись пока не успела.
-Опыт работы?
-Лет семь уже. Образование есть - университет закончила.
-Ну что ж… Значит, вы согласны? Итак, ваши будущие обязанности будут такими…

И мне объяснили: в газете Усть-Кутского района "Ленский коммунист" создается отдел строительства БАМа - для освещения самых актуальных вопросов, какие только могут быть на набиравшей силу Всесоюзной ударной комсомольской стройке.

…Через несколько дней, сдав свои дела и собрав чемодан, я приземлилась в Усть-Кутском аэропорту и часа через полтора добралась до редакции районки.

И вот - кабинет редактора газеты Валентина Игнатьевича Зуева. Действительно, в газете теперь будет отдел строительства Байкало-Амурской магистрали - для того, чтобы рассказывать читателям о продвижении магистрали на восток, о молодых и кадровых строителях, приехавших из разных уголков страны - Азербайджана и Армении, Грузии и Прибалтики, Москвы и Ленинграда. В поле зрения отдела будет самый западный участок, от Лены-Восточной и далее, включая поселки Звездный (будущая станция Таюра), Ния, Магистральный, разъезд Небель… Ближайший крупный пусковой объект - сооружение первого железнодорожного моста через Лену: до сих пор переправа через Лену осуществлялась с помощью парома летом и по льду - зимой.

Мы познакомились с журналистами редакции, отныне моими коллегами. Ответсекретарь Юрий Сапожников, замредактора Александр Попов; на разных темах - нефтебаза, речной порт "Осетрово", зверосовхоз, социальная сфера - Тамара Шаманова, Любовь Маркова, Валера Скоринов, Галя Амяга; в моем отделе оказался Анатолий Глазачев и - по мере необходимости, в силу профессионального любопытства - в поездки в бамовские поселки стали периодически проситься то Нина Жданова, то Римма Рафикова… Фотокорреспондент Борис Мельников, можно сказать, был неотъемлемой частью нашей творческой группы, как и водитель "уазика" Владимир Шрамченко.

И, Боже мой, сколько пришлось исколесить за два года этих дорог - пыльных и тряских летом в сорокаградусную жару, когда было невозможно нормально дышать из-за пыли и мошкары, и таких же трудновыносимых в лютую зимнюю стужу. А зима там долгая, северная. 60-километровая поездка в Звездный занимала чуть не полдня - двигаться быстрее по притрассовой автодороге, еле-еле отсыпанной и напоминающей стиральную доску, - двигаться быстрее по таким каменным глыбам было практически невозможно.

Природа тех мест временами преподносила настоящие сюрпризы: то где-нибудь чуть не на вершине сопки попадаешь в вязкое болото - это на просеке начинала подтаивать вечная мерзлота. А среди зимы поверх промороженной дороги вдруг выступали потоки воды и тут же перемерзали, образуя труднопроходимые наледи. Соскользнуть с такой по склону сопки можно было в два счета.

И все же - судьба миловала. Сложные ситуации на дорогах были, но обошлось без экстремальных по большому счету. Хотя были трагические случаи с ребятами-бамовцами: Боря Куркин утонул, когда они на открытом грузовике переправлялись через разлившуюся речку, Отари погиб, когда перевернулся грузовик…

Мне приходилось не раз выезжать на трассу и на попутках - я же не одна в редакции, чтобы ежедневно забирать у коллектива единственную машину, вот и приходилось доезжать на автобусе до края города и "голосовать". Подбирали; я усаживалась в высоченную кабину какого-нибудь "Магируса" или "Урала" - и в путь. Порой было так: до полдороги тебя подбросят, а дальше водителю надо в свою сторону, а мне - в свою. Высаживают. Вокруг тайга… Идешь - пока не подвернется следующая попутка. И, надо сказать, ни злодеев-водителей, ни голодных медведей как-то не попадалось. Голодные комары - да…

А как интересно было выезжать в притрассовые поселки, где вахтовым методом работали то строители дренажных труб, то мостовики, то механизаторы, отсыпающие свой кусок земляного полотна будущей магистрали.

…Приезжаю в один такой поселочек, ищу Тоню Галянову. Она - одна из тех, кто прибыл в Звездный с Всесоюзным ударным строительным отрядом прямо с XVII-го съезда комсомола в Москве. Мне говорят: сейчас она в лесу, скоро сменится, а пока подождите ее. Во-о-он ее вагончик. Заходите, можете чайку вскипятить.

Я этих людей видела впервые в жизни, как и они меня. Но быт бамовцев был таким, что не было не только решеток на окнах и замков - двери-то едва прикрывались. И ни о каких случаях воровства никто не слышал.

Помню секретаря комитета комсомола Звездного Григория Верхотурцева - колоритнейшая личность! Его фотография, где он идет с ребятами своего отряда от вертолета, неся над головой символический ключ от будущего Звездного, обошла все тогдашние газеты. Но была и другая популярная фотография, появившаяся позднее: Гриша, отнюдь не сибиряк, а уроженец Саранска, выскочивший из парной, лежит в снегу, и просто смотреть на него холодно, а ему - хоть бы что!

Как интересно жили тогда, как трудно! Чтобы попасть в отряд АрмБАМстроя, что был "в пригороде" Звездного, нам пришлось добираться на гусеничной танкетке! А добраться надо было - в тот вечер драматический коллектив Анатолия Байкова, что базировался в клубе Звездного, давал "выездной спектакль" в АрмБАМстрое, и половина труппы тряслась в танкетке тем же рейсом, что и я…

А как умел сохранить свой национальный колорит поселок Ния-Грузинская! Как они, строители, во главе со своим лидером Анзором Двалишвили, пели однажды вечером свои многоголосые песни - к ним прибыли гости из самого Тбилиси: любимый грузинский поэт Иосиф Нонешвили, а за компанию - любимый советский поэт Роберт Рождественский…

Все это незабываемо, и все это я смогла увидеть, почувствовать, пережить благодаря тому, что работала в отделе строительства БАМа газеты "Ленский коммунист"… Заниматься приходилось и бытом строителей, и ходом соревнования механизаторов-"двадцатитысячников", работавших на отсыпке земляного полотна, и мостовиков, несших круглосуточную вахту на Ленском мосту, отчего темными вечерами мост полыхал то там, то тут голубыми молниями элекстросварки… Репортажи о том, как идет монтаж мостовых пролетных строений, напоминали тогда отчеты с фронта: у нас на мосту круглосуточно работал небольшой, как сейчас сказали бы, пресс-центр во главе со строителем - Игорем Румянцевым. Но все равно приходилось часто бывать и там.

Работы хватало, и темы искать не надо было - они сами заявляли о себе. Тот же драмколлектив Толи Байкова под названием "Молодая гвардия", уже тогда получивший известность по всей магистрали. Или бригада Виктора Лакомова, приехавшего на БАМ со строительства дороги Абакан-Тайшет, Героя соцтруда, но при этом скромного, даже застенчивого человека, не любившего трезвон вокруг себя.

А сколько разного народа устремлялось тогда на БАМ! Цирковая труппа Зверевой, дочери местного героя гражданской войны, прибыла из самого Киева. Молодая Валентина Толкунова, для которой, по слухам, везли пианино из Усть-Кута аж на вертолете. Аркадий Арканов с собратьями-сатириками, Ольга Аросева - пани Моника из телевизионного кабачка "Тринадцать стульев"… Да что там! Был американский певец Дин Рид, который запечатлен иркутскими фотографами поющим на крыше вагончика! Приезжал и Евгений Евтушенко - один раз почти инкогнито (но нас, опять же, успел запечатлеть местный папарацци на паромной переправе через Лену!), второй раз вместе с Леонидом Шинкаревым; уже упомянутый Роберт Рождественский; группы писателей, группы артистов, группы киношников, группы музыкантов…

Написать хотелось про всех и про всё - удавалось то, что удавалось. Подшивки тех лет хранят наши репортажи, интервью, заметки и отчеты. Сейчас все это воспринимается, как кинокадры, как штрихи, из которых складывалась профессиональная судьба. Рождались и стихи о своем ощущении БАМа - они вошли в мою книжку "Послушай сердце".

Был и еще один аспект в моей работе в "Ленском коммунисте". При редакции много лет существовало литературное объединение "Причал", и газета раз в месяц выпускала две страницы со стихами и прозой наших нештатных авторов. Подготовкой литературного разворота я и занималась, и надо сказать, не без интереса и удовольствия. Попадались люди, не обделенные чувством слова и стиля, которые старались в поэтических строках или в прозе выразить свои мысли "о времени и о себе".

То, что это время неповторимо - не требует особых доказательств. Сейчас, думаю, у газеты, как и у журналистского коллектива, другие заботы, иные темы, новые герои. Но то, с чем удалось соприкоснуться мне в годы моей журналистской работы в ней, что выпало узнать и перечувствовать, - вошло в мою жизнь особым образом. И что бы сегодня ни говорили о “застойных” временах, свидетелями и современниками которых мы были, я никогда не забуду этот кусок бамовской жизни, изменивший даже мое представление о человеке. Спасибо моей профессии, спасибо моим коллегам, спасибо моим героям.

Любовь СУХАРЕВСКАЯ,
зав. отделом строительства БАМа газеты "Ленский коммунист" в 1975-1977 годах.

   

   


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

    

Адрес статьи: http://lv.ust-kut.org/?2013/6/01062013.htm
При использованиии материалов сайта активная гиперссылка на газету Ленские ВЕСТИ обязательна.


Вернитесь назад
.

Яндекс.Метрика