Общественно-Политическая газета Ленские ВЕСТИ г.Усть-Кута и Усть-Кутского района.
lv.ust-kut.org

Читать статью на сайте ГАЗЕТЫ
    

Рукам работа – душе праздник

Морщины избороздили лицо, натруженные руки спокойно лежат на коленях, в глазах пробегают искорки, а в огрубевшем от времени голосе чувствуется сила - таково первое впечатление от знакомства с ветераном труда Валентиной Степановной Богдановой, жительницей посёлка Ручей, одной из представительниц поколения детей войны. О таких людях, как она, говорят: жизнь их много била, но не сломила.

      Родилась Валя весной 1943 года в деревне Разживино на приволжских просторах. Своё детство помнит только с той поры, как пошла в первый класс, а о том, что было до этого знает по рассказам матери. Когда началась война, глава семьи Параниных ушёл на фронт. Летом 1942 года после ранения он был комиссован и вернулся домой; трудился на военном заводе в Ижевске до конца войны. После её окончания большая семья переехала в город Можга в Удмуртию. В телегу, запряжённую быками, загрузили весь нехитрый скарб, сверху посадили ребят и потихонечку двинулись в дальнюю дорогу.

      - Всего в нашей семье было десятеро детей, но трое умерли в конце и после войны, и, конечно, с такой оравой родителям было трудно, - рассказывает Валентина Степановна. - Толя и Катя, старшие брат и сестра, начали подрабатывать ещё подростками, чтобы как-то помочь родителям. Папа работал плотником, а я ему постоянно помогала, строгала, пилила, приклеивала, мне это очень нравилось. Да, и в жизни потом всё пригодилось, я сама и обувь починю, и валенки подошью, и мебель могла подремонтировать, и печь сложить, пока здоровье позволяло. Помню, мы в лаптях бегали в детсад, и сами лапти плели из лыка. Со старшей сестрой Катей у нас была одна пара обуви на двоих, у каждой была телогрейка - их сшила нам мама. Она была мастерица на все руки, и нас, дочек, ко всему приучала, но мне мужская работа была интереснее. В сараюшке папа делал детские кроватки, столы, стулья, и я с ним, а мама вывязывала ажурные скатерти, вышивала, шила одежду, на ткацком станке ткала половики. Потом всё это мы несли на базар и продавали, чтобы была какая-то копеечка для семьи. Летом все вместе трудились на огороде. С малыми нянчились: один сидит на коленках, другого в зыбке качаем - и ещё уроки делали. Кровать была только у мамы с папой, а мы в зимнее время все спали на полатях (деревянные настилы, сооружаемые под потолком между стеной и русской печью, которая долго сохраняла тепло), а летом - на полу, на тулупах. Толя вырос, выучился на шофёра, и семье стало легче.

      И сама Валентина рано стала помогать семье. Окончив пять классов, начала работать в тарном цехе, который ещё называли цехом малолеток, ведь там в три смены трудились одни подростки. Валя пилила дощечки и сколачивала ящики три года, а потом поступила в вечернюю школу. Вместе с учебой усердно посещала спортзал, но больше всего любила ходить на лыжах. С командой ездила на соревнования и привозила грамоты победителя. Валентина с детства отличалась сильным, можно сказать, мужским характером, выделяясь своей настойчивостью, целеустремлённостью, выдержкой, упорством. Да и ранний труд, спортивные занятия закалили её физически, поэтому в 16 лет девушка завербовалась в Карелию на лесосплав, где через два года вышла замуж.

      - Девять лет я там прожила, родила троих детей, на тысячах брёвен сделала пометки, отбирая их по сортименту, - продолжает свой рассказ пенсионерка. - Помню, бежишь, удерживая равновесие, по молевому плоту с четырёхметровым багровищем в руках, отбираешь и подгоняешь брёвна. Потом собирали по 40 - 50 кубов, выгоняли в коридор и дальше их тянули катерами по карельским озёрам. Работа, конечно, трудная, но она мне приносила и заработок, и удовольствие. С ранней весны и до поздней осени, в любую погоду работали на сплаве, а в зимнее время шли на работу кто куда: в дом престарелых, в больницу, в детский сад. Таким образом, на лесосплаве сохранялись кадры. Так уж случилось, мужа посадили, и я, взяв детей, уехала к маме. В те годы мой брат Толя завербовался в Каймоновский леспромхоз. Приехав в одно время со мной к маме, позвал меня в Сибирь. Живу здесь уже 46 лет. Здесь вышла второй раз замуж. У мужа было три девочки, а у меня тогда двое детей осталось - так и растили пятерых.

      Валентина Степановна с улыбкой вспоминает, как вместе с мужем выходили ночами на лодке и с помощью остроги добывали рыбу в Куте, сколько приносили ягод и грибов из лесу. И о том, что вновь устроилась на работу, где требовались сила и выносливость, - на нижний склад. Приходилось женщине и балансы катать, и сучки рубить, и разметку делать. Трудилась добросовестно - труд Валентины, в замужестве ставшей Богдановой, администрация леспромхоза постоянно отмечала премиями, благодарностями. В череде поощрений есть и Почётная грамота Министерства лесного хозяйства. Выйдя на пенсию, В.С. Богданова ещё продолжала работать - общий её трудовой стаж составляет почти 50 лет, если считать с того дня, как она пришла в тарный цех. Имея от природы сильный характер, Валентина Степановна все жизненные невзгоды перенесла стойко, и смерть родных тоже.

      - Мужа у меня убило поездом, и в то же время погибла моя родная дочь, в один день в доме стояло два гроба. Сына похоронила. Сейчас живу одна, но меня постоянно прибегают проведать внуки и племянники, помогают мне. Сибирь с её красивой и богатой природой стала моим домом, а в основном родня живёт в Удмуртии, откуда и приехала сестра Нина. Она в семье самая младшая, родилась, когда мне было 14 лет.

      - Толя умер, приезжаю теперь только к Вале, а она у нас очень гостеприимная, трудолюбивая, добрейший человек, любит людей, не боится никакой работы, и всегда выполняет её на совесть, не думая о наградах и радуясь самому труду, имеет очень стойкий характер, волю, закалённую трудностями, - характеризует свою сестру Нина Степановна. - Все дети в нашей семье всему научены, вот и Валя не только могла столярничать и плотничать, но и сама обшивала свою семью; машинка "Зингер" до сих пор у неё стоит. Жили мы дружно, помогая во всём друг другу. Помню, как с нами возились Катя и Валя, а, получив зарплату, обязательно нам приносили в бумажных кулёчках конфеты и пряники.

      Заканчивая беседу, Валентина Степановна посетовала, что иногда становится обидно, что они, пенсионеры, отдавшие свою силу и молодость труду в посёлке, сейчас особенно никому не нужны. Местная власть не побеспокоится, как живут пожилые люди, какие у них нужды. А порой всего лишь хочется чуточку внимания со стороны односельчан.

Любовь ПЕШКУН.
Фото автора и из альбома героини

     

   


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

    

Адрес статьи: http://lv.ust-kut.org/?2017/24/05242017.htm
При использованиии материалов сайта активная гиперссылка на газету Ленские ВЕСТИ обязательна.


Вернитесь назад
.

Яндекс.Метрика