Общественно-Политическая газета Ленские ВЕСТИ г.Усть-Кута и Усть-Кутского района.
lv.ust-kut.org

Читать статью на сайте ГАЗЕТЫ
    

В память об отце

(Джимм Матвеевич Хвичия)

      В 1954 году, 27 декабря, в городе Киренске образовалась новая семья. Муж - Джимм Матвеевич Хвичия, жена - Людмила Александровна Кузакова… Но до этой встречи у каждого из них была своя жизнь, своя судьба.

      Папа родился 8 октября 1928 года в г. Кутаиси Грузинской ССР. Отец его был грузин - Матвей Георгиевич Хвичия, отец, которого работал швейцаром в городе Батуми. Мать папы - Калерия Петровна Флеровская - русская из г. Перми.

      По своей специальности дед был военным, до революции служил унтер-офицером Русской армии, а мать - служащая, библиотекарь.

      В 1930 году родители переехали в город Пермь на родину матери. В 1936 году после продолжительной болезни умерла мать, и в этом же году отца, Матвея Георгиевича, перевели в Нижний Тагил, на должность командира стрелкового отряда войск НКВД. Там же отец женился во второй раз. Жена была учительницей русского языка и литературы.

      Осенью 1937 года по наговору отца арестовали за якобы произнесённые им слова о том, что у Гитлера сильная армия.

      В феврале 1938 года трибунал Уральского военного округа войск НКВД по статье 58-10, часть 1 УК РСФСР приговорил его к 10 годам лишения свободы.

      После ареста отца семью выселили из квартиры, а мачеху выгнали с работы. О том, как тяжело ей стало жить после ареста мужа с двумя детьми, она пишет в письме брату Калерии Петровны Николаю Петровичу Флеровскому, в город Тюмень, с просьбой забрать детей к себе.

      Осенью 1937 года за девятилетним Джиммом приехала тетя - жена дяди Коли и увезла его к себе в г. Тюмень, где мальчик прожил до 1941 года, до начала войны.

      За четыре года, с 1937-го по 1941 год жизни у дяди он получил хорошее физическое, трудовое и эстетическое воспитание. Дядина семья жила в двухэтажном деревянном доме с печным отоплением и без водопровода. Дрова и вода были для Джимма ежедневными обязанностями. Каждый день, летом на тележке, а зимой на санях, привозил бочонок воды. А водокачка находилась за два квартала от дома. Кроме того, дядя Коля, специально для него за домом сделал турник, так что физически папа рос крепким парнишкой.

      Николай Петрович был интеллигент, врач-хирург. Ещё в Первую мировую войну он был окопным хирургом, где не получил ни одного ранения. Дядя Коля играл на фортепиано, пел, и детей приучал к музыке и пению. Его личный пример воспитанности, интеллигентности повлиял и на моего папу. Дядя Коля воспитывал строго, но справедливо.

      Самым страшным наказанием было находиться в рабочем кабинете дяди Коли, обставленном кожаными креслами и диваном.

      Но вот началась Великая Отечественная война. И конечно же, Николая Петровича призвали в армию. Всю войну и вплоть до 1946 года он служил начальником госпиталя в Советской Гавани. Его жену - она была медсестрой - мобилизовали в местный госпиталь. У них было две дочери - Ирина и Мика. Тетя служила сутками, и было решено Джимма отдать в детский дом.

      В Тюмени был один детский дом, детей репрессированных родителей туда не принимали. Поэтому тетя велела ему сказать, что его отец умер в 1937 году. Он сделал это. Но как же ему было сложно врать про самого любимого, близкого и родного человека! Он очень любил отца. Но положение было безвыходное. По словам папы, он врал об этом вплоть до 1952 года, когда уже в Киренске ему, члену РК ВЛКСМ, местный КГБ предложили идти к ним работать радиоспециалистом. В этих условиях он вынужден был сказать правду.

      До войны Джимм Матвеевич переписывался со своим отцом лично, а во время войны через тетю, т.к. окружающие думали, что у мальчика нет отца.

      Вот строки из писем: "Ты уже большой мальчик - надо учиться и учиться. Ты должен знать, что в нашей стране неграмотному жить плохо. Смотри, Джимм, учись, учись, читай книги, занимайся физкультурой, будь здоровым и смелым в жизни. Старик твой папа, ноги болят, сердце слабеет. Ты меня можешь порадовать только своим здоровьем и учёбой…"

      В 1943 году Матвей Георгиевич умер в лагере в Красноярском крае.

      В 1941 году, перед уходом на фронт, Николай Петрович серьёзно поговорил с 13-летним мальчиком о том, что теперь ему надеяться не на кого, что он сам должен думать о своем будущем, что даже у волка есть инстинкт самосохранения, а если человек его потеряет, то никто ему не поможет, он пропадёт. Эти слова он запомнил на всю свою жизнь.

      Вскоре детский дом перевели в г. Тобольск, и 6 класс он начал именно там.

      Резкое изменение условий жизни положительно подействовало на мальчика.

      В Тобольске детдом находился в клубе речников, где была богатая библиотека. Он взахлёб читал Дюма, Толстого, Гоголя, Пушкина и др. В 1943 г. Джимм закончил 7 класс с отличием и без экзаменов поступил в Омский речной техникум, который был эвакуирован в г. Тобольск.

      Из детдома его выпустили в летней одежде - серые штаны и серая рубашка. И вот в этой амуниции папа переехал в общежитие техникума.

      1943 - 1944-й учебный год был для него самым тяжелым. Паек был 400 г хлеба и больше ничего. Правда в столовой речпорта опивались жидкой капустной баландой, и к весне 1944 года мальчик уже не мог бегать.

      Но на Руси никогда не переводились хорошие люди… По словам папы, он навек запомнил директора техникума Михаила Игнатьевича Ведерникова, который в самый тяжёлый для страны 1943 год где-то выбил для него коротенькую шубейку, серую шапку и ботинки на деревянной подошве.

      Летом 1944 года речной техникум, в связи с нехваткой офицерских кадров в военно-морском флоте, реорганизовали, и речное училище перевели обратно в г. Омск. Здесь всех одели в морскую форму и кормили "на убой".

      И здесь мальчишки ожили.

      Всё руководство в училище были кадровые офицеры, а курсанты жили в кубриках. Вёлся курс военно-морской подготовки, готовили офицеров запаса Военно-морских сил.

      В 1948 году окончил Омское речное училище по специальности радиотехника с присвоением звания младшего лейтенанта технической службы Военно-морских сил и был направлен по своему желанию в Ленское пароходство.

      С 1948-го по 1954 год папа работал в г. Киренске линейным радиооператором (техническое обслуживание флота).

      В эти годы он и познакомился со своей будущей женой и нашей мамой - Людмилой Александровной Кузаковой. В 1955 году мама окончила институт иностранных языков в г. Иркутске, и всю жизнь проработала преподавателем французского языка в нашем городе.

      С 1954 года Джимм Матвеевич Хвичия жил и работал в г. Усть-Куте. Начинал работать дежурным радиотехником передающего радиоцентра, потом трудился его начальником, начальником ЭРНК, начальником радиосвязи, а с 1974-го по 1986-й - начальником Осетровского узла связи и радионавигации ЛОРП.

      С 1985-го по 2005 год - начальником 2-го отдела Осетровского речного порта.

      В 1956 году родился сын, мой брат Владимир, в 1959 году родилась я. Сейчас у нас с братом выросли дети, появились внуки и внучки, очень похожие на наших папу и маму. И мы всегда рассказываем им о том, что пришлось пережить нашему папе в детстве, какие тяжёлые испытания и лишения, но он всегда оставался настоящим человеком. Его до сих пор люди вспоминают с благодарностью и только добрым словом. Светлая память нашим родителям!

Татьяна НАБАТОВА (Хвичия)

     

   


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

    

Адрес статьи: http://lv.ust-kut.org/?2017/38/06382017.htm
При использованиии материалов сайта активная гиперссылка на газету Ленские ВЕСТИ обязательна.


Вернитесь назад
.

Яндекс.Метрика