Общественно-Политическая газета Ленские ВЕСТИ г.Усть-Кута и Усть-Кутского района.
lv.ust-kut.org

Читать статью на сайте ГАЗЕТЫ
    

Уголь или щепа: чем согреется город?

В последнее время много говорится и пишется о новой котельной в Усть-Куте. Подписано трехстороннее соглашение о её строительстве, а в конце ноября в газете "Диалог ТВ" была опубликована большая статья на эту тему. Всё это не осталось незамеченным нашими читателями, которые предложили обратиться за комментарием к специалистам. Журналисты "ЛВ" подготовили поступившие от них вопросы, на которые попросили ответить директора главной ресурсоснабжающей организации города - "Усть-Кутские тепловые сети и котельные" - Т.В. Воронину. Директором она является девять лет, а общий стаж работы в теплоэнергетике - 25.

      - Татьяна Владимировна, давайте вспомним в каком состоянии Вы принимали котельные города и района и что в них изменилось?

      - Когда я первый раз приехала на котельную поселка Звездный, то просто ужаснулась: она была до такой степени разбита, как будто там велись боевые действия. Не было стены, топливоподача была сгоревшей, котлов не было. Всё было засыпано шлаком, грязью, бежала канализация. На работу к нам тогда пришли два человека из посёлка, остальных я возила из города.

      Ещё раньше в Янтале была похожая ситуация. Это сейчас там асфальт, а тогда нормальной дороги не было. Было очень трудно, но справились. Хотя сейчас некоторые об этом просто забыли.

      В своё время нам передали три котельные в Старом Усть-Куте. Сделали там реконструкцию, оставили одну. На котельной Щорса были одни стены, ни одного котла. Конкурсный управляющий предыдущего предприятия их вывез. Мне котельную передали 7 июля и указали, что 15 сентября я должна её растопить, дать тепло населению. Народ из котельной весь ушёл: "Она же злая!" Да, я требовательный руководитель, но спрашиваю работу, за которую плачу.

      В котельной районной больницы никто ничего делать не хотел, рабочие ходили полупьяными. И, кстати, проект ликвидации котельной больничного комплекса существовал ещё с 2001 года. Когда нам передали этот теплоисточник, построили тепловые сети, присоединили их к своей котельной, и теперь вопросов не возникает.

      Котельную Бирюсинки мы вообще принимали без кровли, я уже не говорю о совершенно изношенном оборудовании. Химводоподготовка никогда не проводилась, хотя у нас в городе очень жёсткая вода. Это - перерасход энергии, топлива, невыработка тепловой энергии, то есть работа с низким КПД.

      Два года назад взяли котельную Паниха, там тоже все котлы, теплообменники были забиты накипью. Как можно было эксплуатировать такие котельные? Но их же эксплуатировали, довели до предела. Передали городу: “Занимайтесь”. Руководители городской администрации - ко мне: "Татьяна Владимировна, что делать? Возьми". Я и пришла на эту работу, чтобы делать всё лучше, чтобы обеспечивать жителей города надёжным теплоснабжением. Другой задачи у меня нет.

      - Сам вопрос о новой котельной в Усть-Куте был поднят не вчера, но раньше речь велась о том, что работать она будет на газе. Теперь, когда к власти в районе и городе пришли люди, так или иначе связанные с заготовкой и переработкой леса, об этом словно забыли. Предлагается очередной вариант альтернативного топлива - опилки. Это нормально?

      - В своё время, когда говорили о переходе на газ или строительстве ТЭЦ, на мой взгляд, мыслили более масштабно и прогрессивно. И в плане экологии, и в плане стабильного будущего, так как это наиболее приемлемый энергоресурс. Поясню, почему я так думаю. Когда сейчас говорят о переходе на опилки, замечу, что они не считаются топливом. Топочное топливо - это щепа. Что касается опилок, то их нужно или утилизировать, или готовить из них что-то другое. И не совсем правильно говорить об использовании щепы для таких мощностей, как у нас. Это - природный ресурс, который, думаю, нужно использовать более разумно.

      Мы должны стабильно обеспечивать жителей района теплом. Если знаем, что на 100 лет запасов угля достаточно, на нём и работаем. Все ТЭЦ (и не только нашей области) работают на угле. Небольшой мощности котельные, думаю, можно и даже нужно переводить на щепу. У нас же установленная мощность на котельной "Лена" 125 МВт, на центральной котельной - 66 МВт. И если мы сегодня говорим о дополнительных объектах жилья, то нужно думать об увеличении этой мощности.

      - Понимаем, что Вам не очень-то хочется оценивать превалирующее и упорно навязываемое мнение, что использование опилок - наилучший вариант для Усть-Кута. Но даже нам, дилетантам в вопросах теплоснабжения, бросилось в глаза множество нестыковок и противоречий в опубликованном материале "Новая котельная в Усть-Куте: проблемы и перспективы". Это, а также замечание автора, что "среди оппонентов строительства новой котельной в Усть-Куте много тех, кто, так или иначе, связан либо с действующей "коммуналкой", либо с поставками угля...” и побудило нас обратиться к Вам. Каково лично Ваше мнение по поднятым проблемам?

      - На мой взгляд, недостаточно мнения одного или даже нескольких специалистов в области теплоэнергетики, чтобы решать такие вопросы. В первую очередь, должны быть сделаны технико-экономические обоснования: на сколько лет хватит топлива, во сколько выльется строительство новой котельной, её окупаемость. Ведь любой инвестор, вкладывая средства в какой-то проект, через какой-то период времени должен вернуть их назад. А возвращаться эти средства будут через тариф на тепловую энергию. На будущее лучше строительство источника тепловой энергии на газе. Это - самый перспективный вариант.

      Ещё раз о наших котельных. При температуре минус 25 мы растапливаем центральную котельную, т.е. работаем на мазуте. И чем ниже температура воздуха, тем больше нужно дорогостоящего топлива. Не просто так в своё время Ленскую котельную мы перевели работать на микрорайон Речники: затраты на мазут становились неподъёмными. Чем больше используется мазута, тем выше тариф. Самый дешёвый вид топлива сегодня - уголь. Зимой, начиная с ноября по апрель, его в сутки сжигается 10 вагонов, а не 70 тонн в час, как было указано в материале. Теплотворная способность древесины в два раза меньше, значит, количество древесины (не щепы) должно быть в два раза больше. Это 20 вагонов древесины. Сегодня все постановления правительства говорят о том, что необходимо иметь 45 - суточный запас топлива: угля должно храниться до 30 тысяч тонн, а древесины - 60 тысяч тонн. Можете себе это представить?

      Теперь давайте коснёмся цены. Цена угля с доставкой, НДС, железнодорожными тарифами составляет 1 600 - 1 700 рублей за тонну, а столько же древесины с доставкой стоит 1 300 рублей. Но её понадобится в два раза больше, чем угля. Это уже на тысячу больше. Говорить о том, что будут снижены тарифы, неправильно. Даже если поставщик древесины будет снижать цену, то на тариф это никак не повлияет. Плюс к этому инвестиционная составляющая на строительство новой котельной.

      - Многие устькутяне благодарны вашему коллективу и лично Вам за то, что последние семь - восемь лет Усть-Кут, который даже в Москве называли "замерзающий город", не знает серьёзных проблем с теплоснабжением. Между тем в статье, о которой мы ведём речь, много серьёзных, хотя и не подкреплённых доказательствами упрёков в адрес коммунальщиков. Это якобы и завышенные тарифы, и загрязнение атмосферы, и радиационное заражение местности, и увеличивающееся количество онкологических заболеваний. Что Вы можете сказать об этом?

      - Знаете, даже научные работники и медицинские светила не знают основные причины онкологических заболеваний. Но многие согласятся со мной, что они зависят от различных факторов: от пищи, которой питаемся, от использования бытовой химии, от многого другого. Если говорить об угле, то прямой зависимости не установлено. Мы свой шлак отправляли в разные лаборатории. Там ставили "пятый класс опасности", что соответствует обычному бытовому мусору. Единственный минус в шлаке - это его пыль, других критичных показателей нет. Говорить о загрязнении атмосферного воздуха можно, но в котельной установлено газоочистное оборудование, которое работает на 80 - 85 процентов. Мы входим в те лимиты и нормативы, которые существуют. Это отмечают все контролирующие органы.

      Единственный вопрос по котельной - у нас нет полигона для складирования шлаковых отходов. В своё время этот вопрос должны были решить администрации города и района. Но он не решён не только на нашей территории. Полигон для промышленных отходов в Усть-Куте никогда не существовал. И этот вопрос нужно решать. В этом году, например, многие лесовики, нефтяники забирают у меня шлак. Нефтяники хотят пустить его для вторичной переработки.

      - Хотя предпринятую в Усть-Куте попытку складировать лесные отходы на специальном полигоне нельзя назвать удачной; хотя практика показывает, что ради прибыли новые капиталисты пойдут на всё, в том числе на нарушение договоров, сторонники перевода котельной на отходы лесопереработки пытаются выдать себя за "белых и пушистых".

      Так, ТСЛК готова вложить в проект котельной один миллиард рублей, ей "выгоднее возить опилки на котельную, чем получать многомиллионные штрафы". Лесники пытаются убедить всех, что "при любом раскладе топить опилками будет в полтора раза дешевле, чем углём", намекают даже на возможное снижение тарифов для населения, но нужно, чтобы эта скидка была заложена в инвестиционную составляющую проекта. "Это не благотворительность, но случай, в котором интересы бизнеса и жителей муниципального образования "Город Усть-Кут" очень удачно совпадают". Вы согласны с этим?

      - Я согласна, что это не благотворительность. Это - инвестпроект, инвестиционная составляющая которого будет входить в тариф, а средний срок окупаемости таких проектов пять - семь лет. Даже если установить срок окупаемости 10 лет, что маловероятно, то это ежегодно 100 миллионов вложений в инвестиционный тариф. У нас по центральной части в тариф заложено около семи миллионов рублей в год. Представьте, если будет 100 миллионов. Если же остаться на том тарифе, на котором работаем сейчас, то каким тогда будет срок окупаемости?

      А в чём совпадают интересы бизнеса и жителей УКМО? Я не знаю ответа на этот вопрос. Может быть, они и есть, но я их не вижу. Лесопромышленные предприятия не будут бесплатно поставлять топливо на котельную. Представим даже, что кто-то будет доставлять его бесплатно. И тогда тариф не уйдёт на "ноль", то есть на тариф, который существует сегодня. В центральной части население платит уже 90 процентов от экономически обоснованного тарифа, а 10 процентов ложится на областной бюджет.

      Интерес населения в чем? Чтобы тариф был ниже. А ниже он при любом раскладе не будет.

      - Автор статьи отмечает: "Котельная "Лена" сегодня имеет сильно изношенное оборудование и требует модернизации - это факт. Но может, проще было бы провести именно модернизацию, без экспериментов? Этот и многие другие вопросы возникли сразу же после подписания соглашения о новом строительстве…" Вопросы эти, кстати, не сняты до сих пор. По сообщениям СМИ, при участии губернатора и правительства Иркутской области создаётся рабочая группа. Что ещё, на Ваш взгляд, надо сделать, чтобы решения об очередных изменениях в обеспечении теплоснабжения Усть-Кута были достаточно взвешенными и обоснованными?

      - Когда только начинала работать, много внимания уделяла эксплуатационному персоналу, его грамотной работе. Есть правила Ростехнадзора, в которых оговаривается всё. Руководитель должен следить за их соблюдением. Вот и всё. Мы старались постепенно уходить от дорогостоящего топлива. Если девять лет назад расход мазута в год составлял 17 тысяч тонн в год, то сейчас - около шести.

      Давайте коснёмся нашей котельной “Лена”. Да, нет вечного двигателя. Но сегодня говорить о том, что всё наше оборудование изношено, как эксплуатационник я не могу. Водогрейные котлы - 2001 года, а 20 лет - нормативный срок их эксплуатации. Если они нормально эксплуатируются, то делается техническое освидетельствование и этот срок продлевается. На Центральной котельной приезжающие специалисты уже четыре раза увеличивали нам срок эксплуатации старых котлов. Паровые котлы в котельной Лена установлены в 2006 году. Можно поставить новые котлы, но при неправильной их эксплуатации они уже через месяц придут в негодность. Частичная замена оборудования постоянно происходит, мы производим необходимые ремонтные работы - для этого и существует обслуживающая организация. А в глобальной модернизации наша котельная пока не нуждается.

      Повторю, что нужно технико-экономическое обоснование о необходимости строительства новой котельной. Но если уже строить котельную, то одну вместо двух. Вот это будет правильная модернизация. Мы частично освободимся от затрат на обслуживание, покупку топлива (мазута). Я, например, не знаю, есть ли на самом деле такое количество древесины - 200 - 250 тысяч кубов в год, а если и центральную котельную закрывать, то надо еще больше. А будет ли столько лесных отходов через 10 - 20 лет? Нужно учитывать и экологическую составляющую при вырубке леса, и критическое обмеление Лены.

      Котельная "Лена" существует с 1981 года, а срок эксплуатации таких котельных до 100 лет. Здание построено на сваях, достаточно качественно - тогда был Советский Союз.

      - В Янтале первыми перевели котельную на древесные отходы. Пока там был С.П. Куракин и работало градообразующее предприятие, проблем не возникало. Но потом посёлок стал замерзать, и Вас, Татьяна Владимировна, туда отправили выправлять ситуацию с теплоснабжением.

      - Когда мы обслуживали эту котельную, то возникал единственный вопрос - большое плечо доставки древесного топлива. Лет семь - восемь лесоперерабатывающее предприятие в Янтале почти не работало. У меня не хватало машин для перевозки топлива, в ТСЛК весь баланс забирала, чтобы переработать в щепу. Возникает вопрос, сколько лет будет работать это предприятие, не обанкротится ли, не сменится ли собственник? Я пришла в Янталь в 2011 году и видела, как возили на котельную нефть, сооружали горелку в котёл, чтобы хотя бы не разморозить оборудование и теплосети. Поставщик щепы сегодня есть, завтра - нет, а шахтёры как работали, так и работают. Проблема есть с вагонным парком для подачи угля, а добыча-то продолжается.

      Ещё раз подчеркну, что любой инвестпроект - это не благотворительность. Например, когда котельная РЭБа работала на мазуте, то стоимость одной Гкал составляла четыре тысячи рублей, а, когда стала работать на щепе, - шесть тысяч рублей! И население города должно понимать.

     - Спасибо, Татьяна Владимировна, за содержательную беседу. Надеемся, что наше плодотворное сотрудничество будет продолжено и мы ещё вернёмся к вопросу о строительстве новой котельной в Усть-Куте.

Подготовили
Александр ПОПОВ,
Татьяна БАРКЛАТЬЕВА

     

   


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

    

Адрес статьи: http://lv.ust-kut.org/?2017/49/01492017.htm
При использованиии материалов сайта активная гиперссылка на газету Ленские ВЕСТИ обязательна.


Вернитесь назад
.

Яндекс.Метрика