Общественно-Политическая газета Ленские ВЕСТИ г.Усть-Кута и Усть-Кутского района.
lv.ust-kut.org

Читать статью на сайте ГАЗЕТЫ
    

В интересах детей

В календаре пока нет официального праздника органов опеки и попечительства, однако в каждом городе, каждом районном центре органы опеки существуют. Там трудятся настоящие профессионалы. Не исключение и наш Усть-Кутский район.
      В 2008 году в Усть-Куте был набран штат во вновь созданный отдел опеки и попечительства граждан по г. Усть-Куту, которым руководит Н.Я. Бородина. В отделе трудится 10 специалистов, все - с высшим образованием.
      На учёте специалистов отдела - 377 опекаемых детей и 72 недееспособных совершеннолетних гражданина.
      Если кто-то думает, что их работа чисто кабинетная и бумажная - собрать документы, направить в соответствующие органы, то глубоко ошибается. У каждого специалиста, в соответствии с регламентом, свой круг обязанностей, но все они стараются защитить интересы детей. Тех, кто относится к категории детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Они отстаивают интересы таких детей в судах, часто бывают в семьях - родных или замещающих, оказывают помощь опекунам, которых с каждым годом становится больше. И главной своей задачей считают следующее: дети должны жить не в государственных учреждениях, а в семьях. И делают для этого всё возможное.
      О том, как это происходит, рассказали начальник отдела Нэлли Яковлевна Бородина и её заместитель Анна Эдуардовна Красноштанова.

      - Расскажите о структуре вашего отдела, его специалистах.

      Н.Я. Бородина:
      - До 1 января 2008 года при отделе образования УКМО было две ставки ведущих специалистов по охране прав детства: Галина Степановна Степаненко и я. Потом полномочия по осуществлению функций органов опеки и попечительства были переданы Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области. В районах были созданы департаменты опеки и попечительства. К 1 февраля 2008 года был набран штат во вновь созданный отдел.
      Основной костяк специалистов так и работает. Это: я, мой заместитель А.Э. Красноштанова, главные специалисты-эксперты А.Р. Наумова и Е.В. Сергеева. В 2015 г. в отдел пришли новые сотрудники: ведущие специалисты Надежда Валерьевна Кузнецова, Анна Михайловна Райпольд, Вера Николаевна Буянова, Галина Анатольевна Колосова, Наталья Владимировна Юнина и старший инспектор Елена Алексеевна Николаева. Все они трудолюбивые, добрые, ответственные и неравнодушные.

      А.Э. Красноштанова:
      - У каждого специалиста в соответствии с регламентом есть свои обязанности. При выявлении сироты или ребёнка, оставшегося без попечения родителей, проводится работа сначала с родственниками ребенка, в случае их отсутствия или невозможности передачи им на воспитание в семью начинается подбор приёмных родителей из числа посторонних граждан.
      Также органы опеки и попечительства осуществляют надзор по защите всех имущественных и неимущественных прав детей, находящихся в Центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в Усть-Кутском районе, осуществляют законное представительство воспитанников детских домов области, которые прибывают на обучение в наши профессиональные образовательные учреждения. Становимся их законными представителями, защищаем их права и интересы, так как официальных опекунов у них нет.

      - Вашей государственной службе исполнилось 10 лет. Больше ли становится детей, которых нужно защищать, которым нужно помогать?

      Н.Я. Бородина:
      - В 2008 году на учёте у нас было 226 детей, проживающих в замещающих семьях, сегодня - 394. Ещё в поле нашего внимания 72 совершеннолетних гражданина, признанных судом недееспособными.
      Почему произошёл рост замещающих семей? Раньше в детском доме проживало 120 детей (сейчас - 40), работал реабилитационный центр "Сокол". Потом, когда политика государства изменилась, жители Усть-Кутского района стали охотно брать детей в семьи. В детский дом (сейчас - Центр помощи детям) снова привозили детей из других территорий. В результате произошёл рост количества замещающих семей, а количество выявленных детей снизилось даже по сравнению с прошлым годом на 45,5 %.
      Вся наша работа направлена на то, чтобы сократить количество детей, находящихся в государственных учреждениях, и передать их в семьи, потому что только в семье ребёнок получает соответствующее воспитание, развитие и социальную адаптацию.

      - Охотно ли жители района берут таких детей в семьи? Какие мероприятия проводятся для приёмных родителей?

      А.Э. Красноштанова:
      - Было 120 детей в детском доме, осталось 40. Маленьких уже нет, остались подростки. Передано в семьи 33 ребёнка. Ежегодно, уже на протяжении трёх лет, мы проводим Форум замещающих родителей, куда приглашаем всех опекунов и отмечаем их. Конечно, хотелось бы рассказать о положительном опыте многих опекунов, но не все дают согласие на это. Одна семья, вырастив своего сына, захотела взять приёмных. Родители съездили в Братск, откуда привезли двух мальчиков, которых постоянно возят в реабилитационный центр. Дети сразу адаптировались, называют их папой и мамой. Сейчас в семье родился второй ребёнок, которого очень ждали. Замечательная семья, но родители не считают, что совершили что-то особенное. Одна опекун начала с того, что её сын подружился с мальчиком, который сначала приходил к ним в гости, а потом… остался. Сейчас поступил в институт, а мама заскучала и решила взять ещё одного парня - своего ученика. У нас очень много хороших, добрых людей, которые даже не представляют, как можно жить для себя, без детей. Это - движение сердца, таких людей даже не нужно зазывать, они приходят, рассказывают свои жизненные истории, собирают документы.

      - Бывают, что приёмные родители отказываются от взятого ребёнка?

      - Да, но это единичные случаи. Одна женщина отказалась от опекунства по состоянию здоровья. В этом случае мы нашли родную маму, которая, конечно, знала, что её ребёнок проживает в семье, работала, всё у неё было хорошо. Но, как только узнала, что мы поместили его в госучреждение, прибежала. Мы помогли ей собрать необходимые документы, она восстановлена в родительских правах, и ребенок сейчас живёт с мамой.

      - Сколько детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получили новые квартиры?

      - При получении информации о том, что ребёнок остался без попечения родителей, мы выясняем, имеется ли у ребенка или его родителей жилплощадь, делаем запросы в соответствующие органы. Если жилого помещения не имеется, то при достижении 14-летнего возраста ставим его на учёт как нуждающегося в жилье. В 18 лет дети самостоятельно обращаются в Министерство имущественных отношений Иркутской области, где формируется очередь. В 2017 году детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, было выделено 65 квартир. Это немало, учитывая то, что раньше у нас в городе вообще не строились многоквартирные дома.

      - Не жалеете ли, что много лет назад пришли именно на эту, нелёгкую и не всегда благодарную работу?

      Н.Я. Бородина:
      - Нет. Работа нелегкая, но очень интересная и нужная. Она не просто нравится, а приносит радость и удовлетворение.
      Мы радуемся, когда маму, например, восстанавливают в родительских правах и она забирает детей из Центра помощи детям. Также радуемся за приёмных родителей, которые много сил, здоровья отдают детям, взятым в семьи. Они становятся для них такими же своими, родными и близкими. А дети всё это чувствуют и искренне считают их своими родителями, пусть и не кровными.
      Любой гражданин может прийти к нам и сообщить, что нарушаются права ребёнка, что родители не должным образом исполняют свои родительские обязанности. Мы выезжаем в такие семьи с субъектами профилактики: подразделением по делам несовершеннолетних, отделением помощи семье и детям. Политика государства направлена на то, чтобы ребёнок жил в семье.

      А.Э. Красноштанова:
      - Фактически опеке посвятила 15 лет своей жизни, до этого работала в сфере образования. Постоянное общение с детьми, с семьями. Есть, конечно, очень неприятные моменты, каждый помнит своего первого изъятого из семьи ребенка. Когда в такие неблагополучные семьи приходишь, видишь, в каких условиях там живут дети, порой становится очень страшно. Мы работаем в интересах детей. Всегда думаешь, а правильно ли отрывать ребёнка от матери? С одной стороны, изымаем ребёнка из тяжелейших условий, с другой - мама есть мама, какой бы она ни была. Хорошо, если помещение ребёнка в госучреждение оказывает отрезвляющее действие на некоторых таких мам, они меняют образ жизни и возвращают ребёнка в семью.
      В настоящее время немало людей, которые заняты только собой, своей личной жизнью. Судьба других не гложет, не тревожит, но есть и такие, которые не могут пройти мимо чужого горя и боли. И болеют этой чужой болью, как своей, и идут эти люди навстречу другим - кому плохо, кому необходима помощь, и подставляют свое плечо, и отдают свои сердца.
      В чем настоящее органов опеки? В чем будущее?
      Главное, чтобы надежды детей на счастье, их желание обрести семью, маму и папу сбывались!

Записала
Татьяна БАРКЛАТЬЕВА.
Фото автора

     

   


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

    

Адрес статьи: http://lv.ust-kut.org/?2018/4/01042018.htm
При использованиии материалов сайта активная гиперссылка на газету Ленские ВЕСТИ обязательна.


Вернитесь назад
.

Яндекс.Метрика